Итоги Всероссийской научно-образовательной конференции «Шаг в науку»
12.04.2018
Конференция «Шаг в науку» входит в масштабный научно-технический форум «Поликарповские чтения», в который помимо «Шага» включены иные конференции для школьников и обучающихся в средних профессиональных учреждениях, олимпиады для бакалавров и специалистов по спецпредметам. До этого подобные конференции были региональными и международными, в этом году формат несколько изменился.
«Сегодня мы провели I Всероссийскую конференцию. В этот раз у нас были заочные участники, которые присылали доклады из Санкт-Петербурга, Карачева, а также из Орловской области. В итоге получилось большое количество действительно интересных докладов. Все они попали в научный сборник», – рассказывает Артем Ткаченко, доцент кафедры машиностроения, сопредседатель конференции.
На конференции было представлено 5 секций:
- Физические явления и процессы в контексте современного развития технического прогресса
- Современные и перспективные технологии машиностроения и металлообработки
- Автомобильный транспорт и транспортные системы
- Новые технологии пищевой и легкой промышленности
- Здравоохранение и медицинские науки
Одновременный выбор таких разнообразных секций не случаен. На данный момент не только машиностроение является актуальным направлением – дизайнеры, конструкторы изделий легкой промышленности, технологи также востребованы предприятиями. Более того, спрос на них в современной экономике не уменьшается, а только растет с каждым годом. Школьники со скепсисом относятся к «рабочим» профессиям. Поэтому одна из ключевых целей данной конференции – заинтересовать ребят в выборе определенных направлений. И исходя из итогов, это у организаторов получилось.
«Сами школьники задавали вопросы своим коллегам, не то что члены жюри. После работы секций они общались и интересовались проектами друг друга», – рассказал Артем Тканченко.
Управление информационной политики также заинтересовалась работами участников конференции. Корреспондент УИП пообщался с ребятами, которые впоследствии стали победителями и призерами конференции «Шаг в науку».
Валерия Логвинова, «Результаты поиска жизнь во Вселенной», 10 класс, школа №12.
Мне стала интересна жизнь во Вселенной – есть ли где-то разумные или клеточные формы жизнь. Я искала информацию, которой, как оказалось, представлено очень мало. Я нашла книгу Иосифа Шкловского «Вселенная. Жизнь. Разум». К слову, как раз в Фундаментальной библиотеке ОГУ. Сначала меня отговаривали брать эту книгу, аргументировав тем, что это слишком тяжелая не только для школьников старших классов, но и для первокурсников. Но я все-таки решилась и взяла ее. И работа Шкловского мне действительно помогла. Я пришла к выводу, что жизнь во Вселенной есть. Мы, конечно, не способны найти ее на данный момент. Но если попробовать в будущем отправиться на Марс, то можно отыскать ее там, я уверена. Судя по последним разработкам, вскоре мы сможем поселиться там и, например, выращивать картофель. К слову, сегодня День космонавтики, и у меня было особое чувство, когда я читала свой доклад.
Иван Волохов, «Контроль содержания антиоксидантов в образцах чая методом высокоэффективной тонкослойной хроматографии», 11 класс, лицей №32 им. И.М. Воробьёва.
Чай очень популярный напиток – он занимает второе место в мире по полярности после, как это ни странно, воды. Ограниченность производства чая, мест его произрастания создают предпосылки к созданию подделок, которые могут навредить здоровью не только единичным потребителям, но и многим нациям – например, англичане «зависимы» от чая. Я создавал новый метод для оценки качества чая взамен устаревшим, таким как органолептика. [метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса, – прим.ред.] Ключевые особенности нового метода – дешевизна, скорость и легкость проведения экспериментов. В камеру заливается уникальный растворитель, формулу которого знают всего 5 человек. После закрытия камеры и небольшого промежутка времени, она насыщается идеальным газом, после чего внутрь кладется хроматографическая пластинка, на которую нанесены исследуемые вещества. За счет капиллярных сил, изучаемый материал начнет двигаться вверх. Площади, высоты, на которых они зафиксируются, будут различны. Это и показатель качества. В данном случае чая.
Иван Ничипоров, «Поиск решения глобальной проблемы переработки мусора при помощи физики», 11 класс, школа №12.
Я считаю, что эта тема актуальна на сегодняшний день. Более того, это очень интересно – наблюдать за тем, как развиваются технологии, появляются новые способы переработки мусора. Плюс ко всему, это определенная польза экологии, если мы именно перерабатываем, не просто складываем. Сегодня есть несколько способов: плазменная переработка, компостирование мусора, термическая переработка и простое хранение. Плазменная переработка наиболее эффективный и многообещающий метод. Дело в том, что он полезен не только для экологии, но и для бизнеса – например, энергию, которая появляется после самого процесса, можно использовать для снабжения жилых домов теплом и электричеством. Эта технология сейчас проходит апробацию в странах Европы, и вполне успешно. Я думаю, плазменный метод придет в Россию в ближайшее десятилетие, потому что это выгодно как для экономики, так и для решения тяжелой экологической ситуации, в которой сейчас находится наша страна.
После завершения работы секций были подведены итоги конференции. Все участникам были выданы сертификаты, победителям достались дипломы и призы. Также были отмечены грамотами научные руководители юных исследователей.
Участие в конференция дает несколько плюсов. Школьники, защищая свой проект, преодолевают «боязнь сцены». Если каждый из юных ученых со школьной скамьи будет способен говорить о своей теме аргументировано и твердо, не боятся вопросов из зала, то в последствии это даст позитивный эффект как на научном поприще, так и в обычной жизни. Также одиннадцатиклассники получают дополнительные 5 баллов к итоговым баллам ЕГЭ при поступлении в вуз. Но самым главным плюсом, как считает Артем Ткаченко, является само участие:
«Важнее всего – не только увидеть свою работу и показать, но и увидеть чужие работы. Ведь узнать новое, научиться на своих и чужих ошибках, крайне полезно для молодых ученых».
Темы: Наука Образование Приоритет 2030