Национальный педагогический симпозиум «Образование и национальная безопасность»

19.10.2017


18 октября начал свою работу Национальный педагогический симпозиум «Образование и национальная безопасность», в рамках которого состоялись две научно-практические конференции: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психолого-педагогические проблемы обучения в современном мире» и Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание и проблемы социальной безопасности детства в современной России».  

В Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева это первый симпозиум такого высокого уровня. Как отметила ректор университета Ольга Пилипенко: «Это стало возможным благодаря нашему сотрудничеству с Российской академией Образования. Надеюсь, что эта встреча станет новым этапом в развитии образования не только Орловской области, но и России в целом».

Совместно с университетом организаторами мероприятия выступили: Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования Орловской области, Российская академия образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», Центр стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ ИСРО РАО, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», БУ ОО ДПО «Институт развития образования», Общественная палата РФ, Всероссийская общественная организация «Педагогическое общество России».

Ведущие ученые съехались в Орел из разных городов: Москва, Тула, Рязань, Петрозаводск – и это только их малая часть. В неформальном общении перед открытием конференции, участники знакомились, общались на темы своих научных работ, делились взглядами и идеями по поводу решения поставленной на сегодняшний день проблемы.

Для ОГУ имени И.С. Тургенева важным является сотрудничество  и развитие партнерских отношений с высшими учебными заведениями России. В течение двух дней ведущие ученые в области педагогики вели дискуссии по вопросам проникновения новых информационных технологий в процесс воспитания и образования.  Что может сделать современный педагог, каким он должен быть для того, чтобы идти в ногу со временем в рамках модернизации образования.

Тема симпозиума  «Образование и национальная безопасность» выбрана не случайно. Воспитание играет большую роль в нравственном и умственном развитии, в формировании ребенка как личности.  Одна из главных проблем современных детей – клиповое мышление. Ребенок в мире быстроменяющейся информации не способен на длительную концентрацию, оставляет в памяти лишь фрагментарные  поверхностные знания. И из этого следуют проблемы воспитателей, они – поколение, обучавшееся текстовыми методиками, их знания более логичны и последовательны, следовательно, от ребенка они ожидают того же.  И для возникновения понимания в процесс образования необходимо внедрять информационные технологии, близкие молодому поколению и способные помочь в образовательном процессе педагогам, а также менять подходы в воспитании и проводить больше занятий в форме диалога.

«Сейчас общество стало давить на молодое поколение, менять его систему ценностей, усугубляется ситуация, - говорит Александр Бударин, первый заместитель Губернатора и Председателя Правительства Орловской области,-  Когда технический прогресс создает новый тип мышления, формируется новое поколение, которое не транслирует моральные ценности предыдущего, и общество сталкивается между собой».

Участники мероприятия – представители профессионального, общественного, социально-педагогического сообщества из 25 регионов Российской Федерации.  В ходе работы они обсудили широкий круг научно-практических вопросов современного состояния и перспектив развития воспитания, а также обеспечения социальной безопасности подрастающего поколения; рассмотрели возможности воспитания, связанные с обновлением процесса образования, проникновением информационных технологий в педагогическую деятельность.

Задача первого дня «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе». Цель - подготовка   рекомендаций по минимизации психолого-педагогических проблем, связанных с модернизацией процесса обучения.

В первый день симпозиума с докладами выступили ведущие ученые РАО: Светлана Иванова - директор Института стратегии развития образования РАО; Михаил Левицкий – академик-секретарь отделения философии образования и теоретической педагогики РАО;  Владислав Сериков  - заместитель директора по научной работе Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО; Михаил Богуславский  - заместитель председателя бюро отделения философии образования и теоретической педагогики, заведующий центром истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО; Ирина Осмоловская - заведующий лабораторией общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО; Аркадий Уман - заведующий кафедрой педагогики и профессионального образования Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева.

  «Были обсуждены конструктивные задачи, которые решать надо в настоящее время, – рассказывает Левицкий Михаил Львович, представитель РАО, академик-секретарь отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, - Мы обсудили те проблемы, которые стоят  перед руководством образовательных организаций, это в том числе и вопросы, связанные с переходом к будущему  профессиональному стандарту руководителя».

Конференция «Психолого-педагогические проблемы обучения в современном мире»  завершилась заключением Соглашения о сотрудничестве между Орловским государственным университетом имени И.С. Тургенева и Институтом Стратегии развития образования Российской академии образования. Соглашение подписали в двухстороннем порядке Ольга Пилипенко, ректор ОГУ имени И.С. Тургенева, и Светлана Иванова, директор Института стратегии развития образования Российской академии образования.

Во второй день Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность», участники собрались для решения такой задачи как «Воспитание и проблемы социальной безопасности детства современной России». Обсуждение современных стратегий воспитания и защиты детства в аспекте формирования гражданского сознания молодого поколения –  были поставлены как основная цель встречи.

 

«Это очень актуальная тема в стране, у нас есть глобальные противоречия, которые нужно решать. В нашем государстве рассчитывают на детей, на будущее поколение, но, к сожалению, не все делается для их развития. Так что вопрос воспитания, действительно, актуален», - отметила Марина Петровна Гурьянова, заведующая лабораторией ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».  

 

 

В современном понимании воспитание это не что иное, как  целенаправленное создание условий развития и организации ребенка как личности, а также деятельность по формированию ценностных ориентаций. Роль воспитания оценивается по-разному: от утверждения его бессмысленности, до признания воспитания единственным средством изменения человеческой природы.

Доклады в области воспитания представили: Владимир Поляков – уполномоченный по правам ребенка в Орловской области, кандидат экономических наук; Андрей Вербицкий – доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, академик РАО, г. Москва; Марина Гурьянова  – заведующий лабораторией ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», доктор педагогических наук профессор; Ольга Заславская   – профессор Тульского государственного университета, эксперт по педагогике РНФ, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель школы РФ; Галина Котькова  – профессор Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, доктор педагогических наук и другие ведущие ученые.

В мероприятии приняли участие более двухсот представителей учебных заведений города Орла и Орловской области, для которых были проведены семинары и мастер-классы.

Симпозиум продолжает свою работу. В третий день участники мероприятия посетят две педагогические площадки Лаборатории сельской школы Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Орловский район Орловской области, где ознакомятся с опытом работы МБОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа» и АО ОПХ «Красная звезда» по формированию адаптивной модели социокультурного пространства села – агрошкола. А также Мценский район Орловской области, где будет представлен опыт работы МБОУ «Спасско-Лутовиновская средняя общеобразовательная школа» по формированию межпоколенческих отношений в социокультурном пространстве села.

Напомним, что с 2018 года по указу Президента РФ стартует Десятилетие детства, что еще раз подчеркивает актуальность прошедшего симпозиума.



В рамках Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность» также состоялся цикл культурно-просветительских мероприятий для участников детских художественных коллективов: ансамбля “Солнечные лучики” (под руководством С. С. Гулиной) Шаховской средней общеобразовательной школы Кромского района и музыкальной студии "Доремифасолькины" (руководитель Е. С. Пелепейчинко) Михайловской общеобразовательной школы Орловского района.

В развлекательную программу для детей вошли: тематическая композиция "Земля - наш общий дом", направленная на формирование у подрастающего поколения чувства сострадания и любви к животным; викторины "Тайны животного мира", “Все дело в шляпе”, "Разминка для ума" по истории, литературе, зоологии, обществоведению, организованные сотрудниками Информационно-коммуникативного центра.

В завершении встречи состоялась экскурсия по Музею книги, на которой специалист Центра библиотечного обслуживания Е. В. Локтионова рассказала школьникам много нового об уникальных книгах периода ручной печати, прижизненных изданиях Л. Н. Толстого, И. А. Бунина, И. С. Тургенева, Л. Н. Андреева.

Большой интерес у детей вызвали иллюстрированные издания, книги с экслибрисами, автографами и дарственными надписями.

Все дети получили сладкие призы и сувениры с символикой университета.

Учащиеся и педагоги выразили глубокую благодарность сотрудникам Библиотечного комплекса за увлекательное мероприятие.

 

Темы: Сотрудничество Программа опорного вуза