Роль инновационных площадок для реализации инновационных проектов
10.11.2021
Федеральные инновационные площадки (ФИП) составляют инновационную инфраструктуру в системе образования и реализуют инновационные проекты, которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации.
На базе нашего университета с 2018 года функционирует ФИП «Цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей с детьми раннего возраста «Шаг навстречу». Ректор нашего университета Федотов Александр Анатольевич активно поддерживает деятельность ФИП и уделяет значительное внимание ее интеграции в инновационную инфраструктуру вуза. Об успешном опыте реализации инновационных проектов Федеральными инновационными площадками нам рассказала проректор по научной и проектно-инновационной деятельности, эксперт по работе ФИП Борисоглебская Лариса Николаевна.
- Лариса Николаевна, расскажите о роли Федеральных инновационных площадок для реализации инновационных проектов.
В настоящее время в рамках конкурсного отбора проводится оценка заявок организаций-соискателей на присвоение статуса федеральной инновационной площадки (ФИП) в 2022 году. Целью создания ФИП на базе образовательных организаций в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22 марта 2019 г. N 21н «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» является обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.
Инновационные проекты и программы федеральных инновационных площадок должны быть ориентированы на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. В настоящее время функционирует более 100 ФИП, а в этом году статус Федеральных инновационных площадок получили еще 19 образовательных учреждений.
Следует отметить, что подаваемые заявки стали более продуманными и содержательными, появилось больше проектов с конкретными востребованными результатами. Организации-соискатели планируют при апробации инновационных идей активно сотрудничать с социальными партнёрами и сетевыми сообществами, что позволит значительно расширить образовательные возможности.
- Лариса Николаевна, в ОГУ им. И.С. Тургенева также создана Федеральная инновационная площадка. В чем ее уникальность?
На базе ОГУ им. И.С. Тургенева уже четыре года эффективно работает ФИП «Цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей с детьми раннего возраста «Шаг навстречу». В качестве основного инновационного продукта, создаваемого в рамках проекта, выступает цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей, имеющих детей раннего возраста.
Для успешной реализации данного инновационного проекта проводят активную работу преподаватели следующих кафедр:
- заведующий кафедрой теории и технологий дошкольного образования, к.п.н., доцент Бубнова Светлана Юрьевна (руководитель проекта),
- доцент кафедры теории и технологий дошкольного образования, к.п.н. Осмачкина Валентина Александровна,
- доцент кафедры теории и технологий дошкольного образования, к.п.н., доцент Бочарова Наталья Ивановна,
- заведующий кафедрой социальной психологии и акмеологии, к.психол.н., доцент Карякина Светлана Николаевна,
- директор института педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор Тарасова Оксана Викторовна,
- доцент кафедры информатики, к.ф-м.н., доцент Федяев Юрий Сергеевич,
- доцент кафедры теории и технологий дошкольного образования, к.п.н., доцент Макарова Валентина Николаевна,
- доцент кафедры теории и технологий дошкольного образования, к.соц.н. Захарчук Лариса Александровна,
- доцент кафедры теории и технологий дошкольного образования, к.биол.н., доцент Осадчая Елена Александровна,
- доцент кафедры теории и технологий дошкольного образования, к.п.н., доцент Ставцева Елена Анатольевна,
- доцент кафедры теории и технологий дошкольного образования, к.п.н., доцент Тихонова Ольга Георгиевна.
Результаты работы по реализации инновационного проекта могут быть использованы в деятельности регионального многофункционального центра в рамках оказания государственной услуги по социально-психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми раннего возраста.
По итогам мониторинга Минобрнауки России 2020 года Федеральная инновационная площадка Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева вошла в число эффективных моделей деятельности инновационной инфраструктуры в сфере высшего образования.
Важным направлением развития инновационного проекта является создание «сквозных» цифровых платформ, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми, интегрированных в различные государственные структуры. Также в будущем планируется апробация цифрового информационно-образовательного ресурса не только в Орловской области, но и в других регионах. Создание вариативных моделей деятельности Центров психолого-педагогического сопровождения семей с детьми раннего возраста с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации. К числу возможных перспективных направлений развития проекта можно отнести подготовку тьюторов для работы в подобных Центрах.
- Лариса Николаевна, расскажите какие перспективы развития ФИП?
В 2021 году были пересмотрены принципы деятельности ФИП, изменились подходы к оценке методов реализации проектов, возможностей использования новых технологий и содержания для решения системных проблем, таких как цифровизация с целью улучшения доступности и качества образования, обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья, поддержка талантливых детей и предпринимательской активности студентов и др. Появились новые направления работы, включая современные подходы к осуществлению программ профориентации в образовательных организациях, их синхронизация с предпрофильными и профильными программами обучения, цифровизация образовательной среды и учебно-воспитательного процесса и др.
Развитие инновационной деятельности в рамках ФИП будет способствовать формированию и реализации опыта взаимодействия с органами исполнительной власти региона, с предприятиями-партнерами, заказчиками кадров; качественному подбору высококвалифицированных специалистов; использованию нормативного правового обеспечения при реализации инновационного образовательного проекта и разработке локальных актов, регламентирующих деятельность ФИП.
Выявление и использование в массовой практике успешного опыта реализации инновационных проектов будет способствовать формированию единого системного подхода по развитию инновационной инфраструктуры. Уверена, что развитие и масштабирование деятельности федеральных инновационных площадок позволят создать пространство инноваций, и активно совершенствовать научно-методическую базу, распространять лучший опыт и внедрять новейшие научные разработки в сфере образования.
Темы: Образование Инновации