«Дизайн – это способ размышлять»: интервью с выпускницей худграфа Анастасией Темирхановой
20.06.2025
Анастасия Темирханова – дизайнер, выпускница художественно-графического факультета Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, человек, для которого творчество – не профессия, а образ мышления. Сегодня она сотрудничает с крупными брендами, работает с театрами, международными компаниями, участвует в арт-проектах. А еще не забывает про родной университет и периодически приезжает в Орел, чтобы пообщаться со студентами. А началось всё с решительного «не хочу поступать в Москву» и любви с первого взгляда к орловскому университету, худграфу и преподавателям. Мы поговорили с Анастасией о профессии дизайнера, студенчестве, компромиссах, вдохновении и пути, который привёл её из Железногорска в большой творческий мир.
«Я приехала в Орёл – и сразу влюбилась»
– Я из Железногорска. Это был последний школьный класс. Помню, как сказала: в Москву не хочу. Она меня тогда скорее испугала, чем впечатлила. А вот Орёл… Здесь я впервые встретила Надежду Анатольевну Косенко, и она показала мне свои акварельные работы. До сих пор обожаю акварель. Но даже не это было главным. Я сразу увидела: она влюблена в своё дело, горит им. И тогда, будучи 17-летней девочкой, я поняла, насколько это ценно – видеть перед собой увлечённого преподавателя. Я вернулась домой и сказала: «Я буду учиться здесь».
Именно Надежда Анатольевна посоветовала мне выбрать графический дизайн. А уже на втором курсе я познакомилась с Николаем Николаевичем Сошневым – это было непросто. Мы не понимали друг друга. Я упрямая, он – принципиальный. Но на четвёртом курсе случился щелчок – я начала понимать, о чём он говорит. Это был язык взрослого со взрослым. А я, наконец, доросла, чтобы его услышать.
Про образование: «Художественная база – наша сильная сторона»
– Я рассматривала возможность продолжить обучение в Европе, например, в Швейцарии. Знаю, что в западных школах часто опускается базовая художественная подготовка – там считают, что дизайнеру не обязательно уметь рисовать. Но я с этим не согласна. Художественная база – это не просто про навык. Это про насмотренность, про понимание цвета, формы, ритма.
Наш университет даёт сильную художественную школу: рисунок, живопись, композиция, история искусства. Это всё формирует мышление. И пусть кому-то это кажется «непрактичным» – на самом деле это даёт огромный инструментарий. Потом ты уже выбираешь, кем будешь: графическим дизайнером, иллюстратором, художником по шрифтам. Но у тебя есть база.
О практиках, клиентах и реальности дизайна
– Я сознательно пошла на диплом к Николаю Николаевичу, потому что он не просто преподаватель, он практикующий дизайнер. Это важно: теория без практики – ничто. В университете ты рисуешь, и всё красиво. Но в жизни приходит заказчик и говорит: «Не нравится». И ты должен объяснить, показать, убедить. Уметь презентовать – важнейшая часть профессии. Почему ты выбрал этот шрифт? Почему такой цвет? Почему эта композиция?
Дизайн – это не «я так вижу». Это коммуникация. Это профессия для думающих людей.
Начало карьеры: «Мне повезло. Появилась рука, которая в меня поверила»
– После университета я не ждала, что кто-то поведёт меня за руку. Но мне повезло – появилась рука, которая в меня поверила. На защите диплома была Татьяна Блинова из компании Керама Марацци. Ей понравились мои работы. Мы встретились, поговорили. И так началась моя первая большая работа – графический дизайнер в российско-итальянской компании. Я работала над коллекциями плитки, ездила в командировки, общалась с итальянскими дизайнерами. Появилась «насмотренность» – то, что нельзя получить, сидя в четырёх стенах. Это был важнейший этап, который длился почти девять лет.
Переход к арт-дирекшену: «Я стала понимать, чего хочу»
– Потом я ушла в другую компанию арт-директором. Хотела быть ближе к графическому дизайну. Начала точнее формулировать, что мне интересно. Меня всегда влекло современное искусство, театры, культура.
Например, сейчас я работаю с Михайловским театром над визуальным оформлением балетных постановок. Сотрудничаю с корейскими брендами: делала для одного фирменный стиль, для другого – оформление мебели. Работаю с одними женщинами из Дубая над арт-проектами. Это всё очень разные проекты, но объединяет их одно – они интересные. Они про людей.
Я не делаю список желанных проектов: вот это моё, а вот это не моё. Всё зависит от задачи, от команды, от контекста.
О маме, музыке и ритме в дизайне
– Моя мама – музыкант. И, наверное, это передалось мне. Музыкальное мышление – это не только про чувства, но и про структуру. Джаз – это хаос и свобода. Классика – порядок и архитектура. Дизайн – то же самое. Это ритм. Это образ. Это мысль, облечённая в форму.
О компромиссах и клиентах
– Конечно, бывают ситуации, когда заказчики не принимают твою идею. Раньше я сильно переживала, злилась. Сейчас я научилась видеть в этом смысл. Иногда клиент лучше понимает свою аудиторию. Иногда – недооценивает её. Но в любом случае ты учишься диалогу.
Компромиссы – часть профессии. Но есть границы, за которые я не пойду. Я должна подписываться под тем, что делаю.
О гордости, обнулении и движении вперёд
– Есть ли работы, которыми я горжусь? Не знаю. Мне как-то сказали: «Сделал – забудь. Иди дальше». Я придерживаюсь этого. Не держусь за прошлое. Оно есть, и это классно. Но жить нужно в сегодняшнем. Каждый проект – это новый старт. Я не за «купон на вечное признание». Лучше сделаю что-то новое.
P.S. Интервью с Анастасией прошло в тёплой, почти семейной атмосфере: подключалась к диалогу её мама, ее дипломный руководитель Николай Николаевич Сошнев, вспоминались студенческие истории, работы, искренние эмоции, слова благодарности и признания. Это был не просто разговор о профессии – это был разговор о пути, о любви к своему делу, о честности, взрослении и умении видеть красоту в деталях. Именно таких выпускников с радостью вспоминает Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева и гордится ими.
Для справки.
Анастасия Темирханова – талантливый графический дизайнер с признанием на международном уровне. В 2024 году она стала финалистом престижного российского конкурса Golden Bee 16 и получила серебро на конкурсе Graphis Poster Awards в США – одном из самых влиятельных событий в графическом дизайне. Также она была финалистом Luga Poster Biennale (Португалия), Poster Stellars (США), 24-й Биеннале графического дизайна в Венгрии и международной Театральной биеннале Tram в Армении.
Анастасия участвовала в международных конкурсах в Швейцарии, Южной Корее и Великобритании, где стала финалистом конкурса «Fight For Kindness». В 2023 году она заняла призовое место на конкурсе «We Want Jazz» в Польше и была финалистом нескольких биеннале в Китае. Ее работы отмечены также на Intercontinental Poster (Колумбия) и B.I. International Poster Art Biennale.
Темы: Образование Культура Достижения