Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

27 марта - Всемирный день театра

27.03.2023

27 марта отмечается Всемирный день театра. Этот праздник объединяет актеров, режиссеров, гримеров, театральных художников, светотехников и всех, кто имеет отношение к театральной жизни. В Орловском государственном университете имени И. С. Тургенева театр - одна из основных сфер творческой деятельности студентов. Свои актерские способности они могут раскрыть сразу в трех театральных студиях: "Каламбур", Театре Сатиры и театральной студии "Ювента", в настоящее время носящей звание "Народного театра".

В честь праздника мы расспросили художественных руководителей этих студий об истории создания, успехах, репертуаре и планах на будущее.

Олег Галкин, художественный рукводитель Молодежной студии Театра Сатиры ОГУ имени И. С. Тургенева:

"Коллектив, именуемый ныне Театром Сатиры Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, ведёт свою историю с 1978 года. Именно тогда — 45 лет тому назад — инициативу студентов и молодых сотрудников (в то время Орловского филиала Всесоюзного заочного машиностроительного института) поддержал руководитель вуза Олег Алексеевич Горлов. О серьёзности намерений создать свой полноценный драматический коллектив говорит сам факт того, что возглавить будущую труппу пригласили профессионала — актёра Областного драматического театра (впоследствии Народного артиста России) Анатолия Николаевича Макарова. Как показало время, выбор был крайне удачным. Востребованный на сцене, любимый зрителями актёр оказался столь же талантливым режиссёром, организатором, педагогом и даже автором своего — «макаровского» — метода интенсивного обучения в ходе работы над спектаклем. Уже к премьере каждый из его начинающих актёров-любителей, зачисленных в труппу, ещё не обладая полным набором знаний и навыков профессионала, делал в рамках поставленной ему задачи то же, что на его месте сделал бы успешный выпускник театрального училища. Забегая вперёд, следует сказать, что последующие, как правило разноплановые работы, неизменно пополняли багаж знаний и множили навык «макаровцев». Как результат — начиная с первой постановки и далее из года в год вне зависимости от количества дебютантов коллектив предлагал вниманию зрителей не учебные спектакли, требующие снисхождения, а полноценные постановки, достойные внимания публики и рецензий критиков. В отличие от других видов самодеятельности театр формирует жизненную позицию и не только самих актёров, но и зрителей. По силе и направленности эмоционального воздействия он вне конкуренции. А потому ответственность за всё, что рождалось на сцене и бережно-уважительное отношение к зрителям выражались во всём. И в минимизации театральных условностей, отвлекающих внимание от действия; и в придании максимальной достоверности происходящему на сцене. Этой традиции театр следует и ныне. Например, если декорации в силу специфики стилизованны, то костюмы героев безусловно соответствуют моде, военная форма — уставу, а предметы антуража — укладу времени действия пьесы. Исключение составляет лишь музыкальное сопровождение спектаклей. В Театре Сатиры оно априори современно, являя собой своеобразный мост между повседневной жизнью и всем происходящим в данный момент в свете софитов. Кстати, внимание, уделяемое в Театре Сатиры световой партитуре, ничуть не меньше внимания, уделяемого партитуре звуковой.

Со временем к требованиям, которые изначально труппа предъявляла себе, добавились и пожелания сложившейся аудитории. Студенты и выпускники вуза, творческая интеллигенция и завсегдатаи городских премьер традиционно ожидают от очередной работы Театра Сатиры такую «малость», как достойное воплощение увлекательного сюжета талантливого автора. Соответственно пристрастиям авторов разнообразны и жанры постановок. На сцене театра в разное время игрались трагедии и комедии, буффонада и фарс, детская сказка и многое из того, что не имеет классического определения. Например, спектакль-читка и даже спектакль-репетиция, где роль декораций выполняют аудиторные столы и стулья. Среди всех поставленных спектаклей хочется отметить такие этапные, как трагикомедия «Сердце Луиджи» (за которую было впервые присвоено звание Народного коллектива), героическая драма «Барабанщица» (удостоенная диплома Союза Писателей СССР), философская притча «Диоген», поставленная в трёх составах в разное время горинская пьеса «Забыть Герострата», героическая драма «Интервенция» (за которую театр получил звание лауреата Всесоюзного смотра-конкурса и диплом второй степени первого зонального смотра самодеятельных театров Центральной России), ретро-комедия «Свадебное путешествие» (награждённая «Театральной маской» Союза театральных деятелей), триптих о правде «Вавилонская башня» (удостоенный нескольких лауреатств во многих номинациях), мистическая драма «Скряга из Саардама» (вернувшая коллективу звание Народного). А классическая комедия «Единственный наследник», равно как и упомянутая выше трагикомедия «Сердце Луиджи», получила своё телевизионное воплощение и была в своё время транслирована по каналу ОГТРК.

Из года в год в плане постановок растут и возможности театра — от премьеры к премьере совершенствуется мастерство актёров-любителей, а пришедшие на смену выпускникам вуза вчерашние выпускники школ, привносят новые веяния. По сложившейся традиции все желающие выйти на сцену осенью традиционно проходят этап прослушиваний. И в тот же вечер под руководством уже имеющих опыт актёров примеряют на себе роли текущего или будущего репертуара. Причём каждый пришедший с первой минуты может себя считать априори зачисленным в труппу. А далее её покидают те, кто осознал, что любительский театр не для него в силу тех или иных причин: частые репетиции, эмоциональная затратность, а порой и банально завышенные амбиции. Сегодня на одной сцене можно увидеть актёров нескольких поколений. Да и я руковожу театром с 2012 года будучи одним из первых учеников Анатолия Николаевича Макарова. При мне труппа существенно выросла количественно и качественно омолодилась. В расписании репетиций появились занятия по пластике и сценической речи. Стали практиковаться совместные просмотры работ других коллективов с последующим обсуждением увиденного. Театр стал репертуарным и мобильным. Выезды на фестивали Всероссийского и Международного уровня, показы на различных площадках университета и города давно стали нормой.

В планах театра поддерживать этот уровень творческой жизни коллектива и множить свою аудиторию. Из ближайшего желаемого — было бы неплохо обустроить стационарную малую сцену в уже обжитом театром фойе конференц-зала на Наугорском шоссе, д. 40. Из глобального — при наличии определённых условий выйти с инициативой устроить в нашем городе конкурс самодеятельных коллективов, имеющих в репертуаре работы по мотивам классической и современной литературы. Как-никак, а наш Орёл официально является «Литературной столицей России». Стало быть, надо соответствовать столь высокому званию. Подобно тому, как Театр Сатиры Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева вот уже пятый десяток лет вне зависимости от официального звания остаётся истинно народным коллективом".

Наталья Смоголь, художественный руководитель Народного театра "Ювента":

"Театральная студия «Ювента» существует с 1999 года и сейчас активно проживает свой 23-ий сезон. Сначала из студентов филологического факультета был создан «Поэтический театр», а уже из его второго поколения сформировалась театральная студия, которая впоследствии объединила многих студентов разных факультетов и институтов вуза. Первые студийцы предложили и название, образованное от имени богини вечной юности, к своему двадцатилетнему юбилею коллектив обзавелся логотипом. В 2022 году «Ювенте» было присвоено звание народного театра.

Репертуар первых 15 лет определяли  русские комедии 18-19 вв., которые помогали  реализовать совместно с музеем И.С.Тургенева проект «Возрождение тургеневского усадебного театра», благодаря чему вернулись к жизни пьесы ныне малоизвестных авторов: Н.П.Свечина («По усам текло, а в рот не попало»), А.А.Шаховского («Не любо – не слушай, а лгать не мешай», «Ссора, или два соседа»), Я.Б.Княжнина («Девишник, или Филаткина свадьба»), П.А.Каратыгина («Ложа первого яруса на последний дебют Тальони»). Ставились и произведения классиков драматургии: Д.И.Фонвизина («Недоросль»), А.И.Крылова («Подщипа, или Трумф»), И.С.Тургенева («Разговор на большой дороге»), А.Н.Островского («Снегурочка»). Успехом у зрителя пользовались комедии зарубежных авторов: Ля Рибардьера («Две сестры, или хорошая приятельница»), Коцебу («Гиперборейский осел, или нынешний образ воспитания»), К.Гоцци («Ворон»).  Свое место в репертуаре заняла и комедия Б.Шоу «Как он лгал ее мужу».

На новом этапе проснулся интерес к современной литературе. В 2016 году спектакль «Откуда мы беремся» по мотивам повести В.Пелевина «Затворник и Шестипалый» на 14 Международном фестивале «Славянский перекресток» (г.Новозыбков) получил дипломы «За лучшую режиссуру» и «Лучшую мужскую роль» (Антон Бушунов).

Фронтовая повесть «Трепетные птицы» по роману Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен» на Всероссийском конкурсе любительских театров во ВГИКе была отмечена специальным дипломом «За гражданскую позицию художественного прочтения темы войны» за подписью министра образования О.Ю.Васильевой (2017 г), а в 2018 году на Всероссийском фестивале «Взмах крыла» в Жаворонках получила награду «За лучшую режиссерскую работу». В июне 2018 года на 16 Международном фестивале «Славянский перекресток» за фронтовую повесть «Трепетные птицы» «Ювента» получила дипломы «За лучшую режиссуру»,  «Лучшую мужскую роль» (Егор Помелухо) и «Лучшее пластическое решение» (Алёна Загоруй). На 11 Международном открытом фестивале молодёжных театральных коллективов в октябре 2018 года в Тамбове фронтовая повесть «Трепетные птицы» получила диплом «За приобщение студенчества и молодежи к антивоенной теме», а в октябре 2019 года участвовала во всероссийском фестивале «Студия» в Ростове-на-Дону. На Всероссийском фестивале «Магия Мельпомены» (г.Тамбов) в 2021 году  получила диплом 3 степени.

В апреле 2018 года на Первом всероссийском конкурсе-фестивале в МГИМО «Память народа», посвящённом памяти жертв холокоста, «Ювента» вошла в число 5 приглашенных коллективов и получила диплом «За лучшую сценографию» за авторскую драматическую сцену «Выбор, которого не было» по мотивам повести Севелы «Продай свою мать».

С комедией «Циклотимия» по антипьесе Э.Ионеско «Лысая певица» «Ювента» приняла участие в финале 5 Всероссийского фестиваля «Взмах крыла» в феврале 2019 года в п.Жаворонки Одинцовского района Московской области. На 17 Международном фестивале «Славянский перекресток» в Новозыбкове спектакль получил диплом «За яркую индивидуальность и мастерство».

19 февраля  2019 года состоялась премьера эксцентрической комедии по водевилю Тургенева «Ночь в гостинице Большого кабана», который никогда не ставился на сцене. Спектакль принял участие  в театральных фестивалях «Мы придем к вам сквозь время» (БГУ), «Взмах крыла» (Жаворонки),  Международных фестивалях-конкурсах «Театр-фест» - 2019, «Театр-фест» - 2020, (г.Бургас, Болгария).

В условиях пандемии студия не только приняла участие в многочисленных онлайн-фестивалях, но и осуществила постановку программы «То да сё» по юмористическим рассказам А.П.Чехова и А.Т.Аверченко, «Циклотимия» была удостоена диплома «Лучший студенческий спектакль» на «Театр-фесте - 2021» (г.Бургас, Болгария), стал лауреатом 2 степени и ролик на конкурсе-фестивале «Коронавирусная история или три дня из жизни театра в условиях пандемии» (г.Бургас, Болгария).

В апреле 2021 года «Ювента» осуществила уникальный проект и предложила своим зрителям театральный марафон «Такая разная комедия», показав на театральной неделе программу «То да сё» по юмористическим рассказам А.П.Чехова и А.Т.Аверченко (4 раза), комедию абсурда «Циклотимия» и водевиль «Ночь в гостинице Большого кабана».  В октябре 2021 года был предложен новый по формату проект «Ювентиана»: встречи со зрителями, рассказ о создании спектаклей, беседы с актерами и видеопоказы 4-х спектаклей: «Трепетные птицы», «Циклотимия», «Ночь в гостинице Большого кабана» и «То да сё».

Осенью 2021 года поставлена пьеса-скандал «Оркестр» по одноименной драме Жана Ануя, весной – юмористическая программа «Счастливая любовь» по одноактным пьесам Н.А.Тэффи «Счастливая любовь» и А.Т.Аверченко «Самоубийца», а также по рассказам «Джентльмен», «Преступление актрисы Марыськиной», «Бабья доля». Жанр был заявлен как «Страсти на двух стульях».

25 ноября 2022 года увидела свет лирическая история по мотивам пьесы Александра Афиногенова «Машенька». На 9 открытом фестивале молодежных театров «Взмах крыла» (п.Жаворонки) в марте этого года «Ювента» получила награды «За верность театру», «За лучшую женскую роль второго плана» (Полина Евтухова), «За лучший номер на капустнике на церемонии закрытия фестиваля».

У «Ювенты» есть свои постоянные зрители, которые с нетерпением ждут каждый новый спектакль: это студенты всех факультетов и институтов Орловского государственного университета имени И.С.Тургенева, учащиеся медицинского, музыкального колледжа, колледжа искусств, орловского художественного училища, посетители и сотрудники музея И.С.Тургенева, музея-усадьбы «Спасское-Лутовиново», Библиотечно-информационного центра имени Вадима Еремина, библиотеки имени М.М.Пришвина, центральной детской модельной библиотеки имени А.С.Пушкина, участники проекта «Диалоги в “Русском стиле”», посетители арт-пространства «Культурист». Юбилейное турне в ноябре 2019 года охватило филиалы ОГУ имени И.С.Тургенева во Мценске, Ливнах, Карачеве и завершилось праздничным концертом на большой сцене родного вуза.

Этот сезон тоже выдался очень активным и насыщенным, а по количеству зрителей, пожалуй, рекордным. К тому же мы стали победителями регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года - 2022», который организовала «Лаборатория социального развития». О «Ювенте» появляется много очень интересных материалов в СМИ: на радио, по орловским телеканалам, в газетах «Орловский вестник», «Орловская среда», в «Городской газете».  Такое внимание надо постоянно оправдывать.

Подбор репертуара – это, пожалуй, самая сложная и непредсказуемая сторона жизни нашего творческого коллектива. Это связано, во-первых, с тем, что необходимо задействовать всех его участников, чтобы никто не чувствовал себя обделенным. Во-вторых, зрители должны приходить на разные жанрово-тематические постановки, постоянно ждать от нас что-то новое, интересное, актуальное и волнующее.

В-третьих, мы обязаны уважать себя и зрителя, брать высокие художественные образцы, не опускаться до дешевых и низкопробных приемов, избегать на сцене чернухи и пошлости, грубости и безысходности. Даже если вещь трагична, она должна утверждать гуманистические идеалы, развенчивать мещанство и узость мышления, как мы это делали в «Циклотимии», или эгоизм, паразитизм и легкомыслие, на которых строились взаимоотношения героев в «Оркестре».

Еще одна планка, которую задала себе «Ювента», - это две постановки в год, по возможности разной эмоциональной тональности: одна более философская, сложная, концептуальная, другая – развлекательная, игровая, авантюрная. Мы должны держать своего зрителя в постоянном тонусе, поэтому не можем позволить себе долго играть один спектакль, даже если очень к нему привязались, даже если он продолжает срывать аплодисменты. Например, «Не холодный дом» все четыре месяца идет с абсолютными аншлагами, мы очень любим эту семейную историю, но надо покорять новые вершины, как говорили древние: «Non progredi est regredi» («Отсутствие прогресса – это регресс» или «Не идти вперед – значит идти назад»).

Как руководителю мне важнее всего атмосфера в коллективе, желание быть вместе, решать общие задачи, дышать одним творческим воздухом, приходить на репетиции не как на утомляющее мероприятие, а как на маленький праздник, потому что там тебя ждут, ценят, любят, принимают таким, какой есть, помогают на сцене и в жизни. Когда в результате общих усилий и огромного количества времени рождается спектакль, когда наши походы и поездки позволяют лучше узнать друг друга, когда  мы видим глаза зрителей и слышим аплодисменты, читаем теплые отзывы абсолютно незнакомых людей – это ни с чем несравнимая общая неподдельная чистая радость!!!

Сейчас мы очень активно готовим премьеру – это будет тоже своего рода уникальный проект: автор – наш современник и очень твердо намерен приехать из столицы, где живет и творит, на первые показы; пьеса никогда не ставилась на сцене, поэтому может считаться мировой премьерой; это будет наш самый костюмированный спектакль, и мы еще никогда не забирались в такую глубь веков. Одним словом, скучно не будет!

Каждый год кто-то уходит и кто-то пополняет наши ряды – это одна из закономерностей студенческого коллектива, добор происходит по мере необходимости и связан с творческими планами, ведь актер, как уже говорилось, не должен простаивать, а должен приобретать необходимый опыт и расти. В начале учебного года желающие связываются со мной, проходят прослушивание, заполняют заявления и, согласно приказу, становятся членами коллектива. Только потом мы живем уже не по приказу, а по сердцу".

Наталья Морозова, художественный руководитель театральной студии "Каламбур":

"Всё началось с уроков литературы 30 лет назад. Тогда студентам очень хотелось читать по ролям и что-то инсценировать. Когда желающих стало много, решили создать театральный кружок, а потом и театральную студию.

Наш репертуар очень разнообразен: от сказок до классических произведений. Это комедии, трагедии, драмы, капустники и целые концерты. Очень отрадно, что в последнее время студентов-артистов тянет к классике, каким-то более серьезным вещам, заставляющим думать и работать над образом.

Сейчас у нас в планах несколько постановок. Они разные по жанрам. Все будет зависеть от того, что понравится актерам и что у них получится.

Как к нам попасть? В начале года идет набор в студию. Приходит очень много желающих. Мы никому не отказываем, но остаются далеко не все, потому что прежде всего это труд и свободное время. В течение года появляются новые актеры, можно сказать, случайные, но многие из них становятся настоящими.

Театральная студия "Каламбур" является лауреатом внутривузовских и областных конкурсов и фестивалей".

Темы: Культура Жизнь университета

Хэштеги: #день_театра