Приёмная комиссия

(поступление в университет):

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Целевое обучение

Что такое «образ будущего»?

23.02.2022

24 февраля на базе Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева стартует Вторая международная научно-практическая конференция «Образ будущего». Масштабное мероприятие соберет на своей площадке философов, социологов, политологов, историков, филологов, психологов и педагогов, чей исследовательский интерес посвящен образам будущего. Но что такое «образ будущего»? Ответ на этот вопрос и на то, почему эта конференция уникальна для России, дала кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии, а также идейный вдохновитель конференции Инга Желтикова.

- Образ будущего – это понятие, которое указывает на комплексное представление картины ближнего или отдаленного будущего. Это не научный прогноз, который составлен специалистом в какой-то области, и в котором отражается ожидание, основанное на каких-то научных данных; это не проект, в который мы вписываем те элементы, которые мы бы хотели видеть в будущем. Это, можно сказать, фантазии по поводу завтрашнего дня, его воображение.

Если говорить о научном употреблении, то у нас здесь будет различие: мы говорим об образе будущего, как социальных ожиданиях, то есть о представлениях каких-то социальных групп, или об индивидуальных ожиданиях, то есть картине, которая может присутствовать, допустим, в каком-то фантастическом произведении, в представлениях конкретным человеком своего будущего.

Кроме того, что это понятие присутствует в научном дискурсе, также для России последних 5-7 лет оно оказывается достаточно востребовано в публицистике. Мы видим, что политические партии и движения представляют свои образы будущего. Понятно, что это активизируется в связи с каким-то политическими событиями. И в этом случае под образом будущего понимают искусственно созданную картинку некой перспективы.

- Почему было решено организовать конференцию, посвященную этой теме?

- Тут стоит сказать про особенности исследований образов будущего в России. Вообще само исследование образа будущего – это элемент такой области как Future studies (исследование будущего – прим. ред.). Они формировались на базе футурологических исследований еще в 90-х года XX века. На Западе это достаточно сложившееся направление науки. Например, в Финляндии университет Турку занимается этим научным исследованием, есть также семинары в Канаде и Англии. В России мы не имеем пока научных школ или центров, занятых непосредственно исследованием образов будущего. Усилия отдельных исследователей разобщены и им требуется координация.

Проблема изучения образов будущего стала интересна мне достаточно давно. Мои первые статьи по этой теме появляться в 2012-2013 годах. Когда я стала изучать это глубже, оказалось, что отечественных исследований у нас не так много. Поэтому назревала необходимость конференции, которая бы координировала исследования, связанные с образом будущего. Для того чтобы обозначились какие-то общие для всех горизонты исследований. В России есть несколько отраслей, в рамках которых происходит исследование образов будущего. В психологии и педагогике – это исследование индивидуальных образов будущего, его проектов. Есть интересные исследования в филологии о том, как будущее представляется в произведениях, не только в фантастических, но и вполне реалистических. И есть социологические исследования – это опросы, связанные с молодежью (и не только), и обобщение этих данных.

Конференций, посвященных исследованию именно образов будущего, не их прогнозированию, не задачам, которые мы ставим по отношению к будущему, а научному исследованию представлений о будущем, в России не было. Поэтому назревала необходимость в появлении площадки, которая бы собирала вместе исследователей, чтобы они могли поделиться тем, как они видят эту проблему. И есть один чисто философский момент – есть такие вопросы, решение которых создаст базовые платформы, на которых выстраивается уже узкоспециальные исследования образов будущего. И вот эти философские вопросы практически не осмыслены. Их очень мало кто в мире затрагивает. Так получилось, что мои вопросы как философа, касались размышлений о природе образа будущего: что это такое, как он складывается, от чего зависит длительность его функционирования, насколько можно целенаправленно  влиять на его формирование.  Я, например, тоже просто ожидала, что где-нибудь возникнет такая конференция.

В прошлом году мы впервые её провели, и нас поддержал губернатор. Ему эта идея показалась перспективной и интересной.

- Какие итоги показала первая конференция?

- Первая конференция у нас прошла дистанционно. В основном все исследователи подключались онлайн. Это имеет не очень положительный момент. Главным образом, потому что у людей нет возможности пообщаться в живую, обменяться мнениями за чашкой кофе, соотнести свое видение проблемы. Но я думаю, что все равно у нас это получилось достаточно интересно. Вышел сборник тезисов к началу конференции и большой сборник статей по ее итогам. Это была одна из наших целей. Кроме того, мы смогли определить круг людей, которые занимаются тем же, чем и мы, что дает возможность для реализации совместных исследований и проектов. Это также помогает человеку сориентироваться и увидеть, что у нас известно/неизвестно, в каких направлениях нужно работать. И главным образом, просто заявить, что у нас в обществе есть интерес к этой проблеме, и она обсуждается на научном уровне.

Изначально участников конференции я находила по их публикациям, посвященным образу будущего. В этом году значительная часть людей обращалась к нам сама, уже будучи наслышанными о таком форуме.

Сказать о том, что какие-то вопросы, связанные с исследованием образ будущего решены, нельзя, на это нужно время. Все равно остается ряд теоретических проблем, связанных, например, с методологией исследования. Хорошо разработана методология социологического исследования – опросов, но и здесь есть своя проблема. Ведь от того, как мы поставим вопрос, зависит и ответ. Если мы посмотрим исследования, то увидим, что выводы иногда бывают диаметрально противоположными. Так, в московской конференции, посвященной будущему, прошедшей в 2018 году, многие исследователи делали вывод о том, что у молодых людей нет сложившегося образа будущего, и по отношению к нему большая часть студенческой молодежи испытывает растерянность, а максимальная перспектива представления будущего составляет 2-3 года. А в исследованиях томских авторов другие вопросы. И в своих исследованиях они ставят немного другие цели, в результате чего дают картину, которая есть у молодежи, у старшего поколения. Мы не можем говорить о том, что то или иное исследование предвзято. Они дают разные результаты, потому что задаются разные вопросы. И получается, что даже та методология, которая в большей степени разработана, все равно еще требует синхронизации.

Если мы говорим о методологии не социологических исследований, то она здесь на уровне интуитивного поиска. На прошлой конференции мы обозначили эту проблему, и очень отрадно что на сегодняшней уже есть несколько докладов, посвященных проблеме методологии. Хотелось бы еще исследований, касающихся природы образа будущего, его сущности, процесса его формирования, но пока у нас таких докладов по-прежнему мало.

- Вернемся к предстоящей конференции. Сколько участников планируют представить свои исследования?

- В этой конференции у нас около 70 участников из разных городов России, а также из Казахстана и Китая. Есть и молодые исследователи - около 10 аспирантов. В отличие от прошлогодней, в этой конференции будет работать молодежная секция для студентов, в рамках которой пройдет конкурс студенческих работ. Китайские участники будут подключаться дистанционно. Там есть интересные исследования в футурологическом направлении, посвященные прогнозам будущего.

 

Темы: Наука