Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

 СТРУКТУРА ЦЕНТРА


Лаборатория развития переговорного процесса и посредничества  в разрешении конфликтов

 

Руководитель лаборатории:

доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшей школы РФ, заведующая кафедрой  социального  управления и конфликтологии

Директор УНПЦ разрешения конфликтов - Митяева Анна Михайловна

Основная цель деятельности лаборатории – развить новое понимание возможностей разрешения конфликтов, как сотрудничества в достижении взаимовыгодного результата.

В большинстве случаев, когда предмет спора лежит в плоскости гражданского, административного, частного, корпоративного права, целесообразно применять внесудебные методы разрешения споров , одним из которых является медиация.


Основные направления    подготовки медиаторов, специалистов службы примироения включают:

-  переговорный процесс в разрешении конфликтов;

-возможности медиации в разрешении споров;

-эффективная коммуникация в деловом общении;

- стереотипы и механизмы конфликтогенного поведения, развитие навыков бесконфликтного взаимодействия;

- конфликтологическая экспертиза;

- управление межличностными и групповыми конфликтами (в образовательной среде, в сфере семейных отношений, в системе социального обеспечения и здравоохранения, в воспитательных колониях и т.д.) и их регулирование;

-школьные службы примирения;

-восстановительные технологии в разрешении конфликтов среди несовершеннолетних;

-конфликтологическая компетентность специалистов.



 




 

Медиация (eng. mediation — посредничество) — один из методов взаимовыгодного разрешения конфликта при содействии третьей незаинтересованной и независимой стороны (медиатора). Медиация регламентирована Федеральным законом РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ от 27.07.2010 г.

Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда:

- в будущем стороны могут иметь тесные деловые или личные отношения;

- стороны не заинтересованы в публичном разбирательстве, так как для них очень важна конфиденциальность;

- судебное решение по данному делу, скорее всего, будет обжаловано;

- спор очень сложен в фактическом или юридическом плане;

- спор затрагивает чувствительные для бизнеса вопросы;

- стороны по каким-либо причинам не желают, чтобы их спор рассматривал суд, судебное разбирательство этого дела для сторон бесперспективно.



Студенты, бакалавры конфликтологии,  на заседании лаборатории разрешают конфликтную ситуацию.

Преимущества медиации

всестороннее и объективное представление о спорной ситуации;

лучшее понимание позиций и интересов другой стороны;

обсуждение причин конфликта в условиях эмоциональной безопасности и конструктивного диалога;

принятие обдуманного решения с наименьшими временными потерями;

снижение уровня конфликтности между участниками спорной ситуации;

экономия денежных средств, благодаря минимальному обращению к юридическим услугам;

предупреждение возникновения новых споров и конфликтов;

экспертная оценка и корректировка договоров, писем, иных документов на предмет их бесконфликтности.









 

Заседание лаборатории с участием президента Международной ассоциации
конфликтологов профессора Степанова Е.И.


Лучшие студенты сдали экзамен в г. Москва на право разрешения конфликтов с использованием медиации и получили соответствующие сертификаты.

   
 
 

Лаборатория  психологии безопасности, профилактики и разрешения конфликтов

 

Руководитель лаборатории:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социального управления и конфликтологии,

Соколова Ольга Викторовна

Социальная ситуация развития общества характеризуется как нестабильная, что приводит к возникновению ряда психологических проблем: возрастанию напряжения, ощущениям неуверенности в завтрашнем дне, переживаниям тревоги и хронической тревожности. Все это является благоприятной почвой для возникновения и развития конфликтов, предупреждение и разрешение которых будет зависеть и от внутреннего благополучия конфликтующих сторон, психологического анализа причин и последствий, рефлексии и эмоциональной устойчивости личности.

Основная цель деятельности лаборатории – осознание и управление психологическими детерминантами конфликтного взаимодействия как значимыми условиями предупреждения и разрешения конфликтов.

Основные направления работы:

изучение психологических возможностей предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций и их последствий;

применение методов психодиагностики при анализе элементов конфликтного взаимодействия;

изучение возможностей оказания психологической помощи в работе с различными видами конфликтов (в том числе и экстренной);

исследование кризисов развития как конфликтов, анализ их роли в становлении личности;

применение основ психологии личностного роста и саморазвития как возможности предупреждения конфликтности;

развитие эмоциональной устойчивости личности как необходимого условия профилактики конфликтности;

изучение технологических возможностей тренинговых форм работы в профилактике конфликтности;

применение техники социально-психологического консультирования в работе с конфликтами.

Лаборатория психологического анализа, профилактики и разрешения конфликтов активно взаимодействует с различными организациями: некоммерческим партнерством «Семья детям» (г.Екатеринбург), РОО «Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия» (г.Москва) в рамках проекта «Право быть услышанным: участие детей и молодежи в развитии социальной политики в России», НОУ ЦРСФУД «Центр развития семейных форм устройства детей (г. Мурманск), Федеральной службой экстренной психологической службы «Детский телефон доверия», Центрами психолого-медико-социального сопровождения г. Орла, Орловской области и Орловского района.

                                                                       
Участие лаборатории в реализации проекта «Право быть услышанным: участие детей и молодежи в развитии социальной политики в России» совместно со специалистами НП «Семья детям» (г.Екатеринбург), РОО «Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия» (г.Москва), ППМС-центром Орловского района


 Участие в семинарах по программе «Семейные групповые конференции» в рамках целевой программы «Социальное сопровождение и адаптация воспитанников интернатных учреждений Орловской области» (НОУ ЦРСФУД «Центр развития семейных форм устройства детей г. Мурманск) (деревня SOS-Лаврово)

 Знакомство с деятельностью ППМС-центра г. Орла
 

Деятельность лаборатории основывается на тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими структурными подразделениями вуза (лабораториями Центра разрешения конфликтов, Лабораторией сельской школы, факультетом педагогики и психологии и др.), результатом чего является реализация интегрированных проектов.

    
                                                                            

 

Сотрудничество с факультетом педагогики и психологии и Лабораторией сельской школы ОГУ

В рамках деятельности студенты осваивают психологические методы и технологии работы с конфликтами (методы психодиагностики, саморегуляции, тренинговые технологии, психологическое консультирование и др.) активно применяя их на практике.



                                                                                  


 

 Примерная тематика НИР студентов

Внутриличностные конфликты в подростковой среде.

Межличностный конфликт: общая характеристика и причины возникновения.

Развитие коммуникативных навыков школьников как основа профилактики конфликтов.

Социально-психологическая диагностика конфликтов в системе детско-родительских отношений.

Профилактика конфликтов как способ социализации подростков с девиантным поведением.

Роль акцентуаций характера в возникновении конфликтов в подростковой среде.



 

Лаборатория межэтнических и миграционных конфликтов

Руководитель лаборатории: кандидат педагогических наук, доцент кафедры социального управления и конфликтологии - Мурашева Светлана Валерьевна 

Сложность явления миграционных и межэтнических конфликтов и многообразие подходов к их пониманию определяют достаточно широкий спектр методических приемов, способов и технологий изучения, предупреждения и урегулирования подобного рода конфликтов. Как миграционные, так и межэтнические конфликты происходят на межгрупповом, групповом и личностном уровнях, каждый из которых имеет свои особенности и характерные признаки.

Основная цель деятельности лаборатории – анализ предпосылок и причин возникновения миграционных и межэтнических конфликтов, определение способов и технологий их урегулирования и разрешения.  

Основные направления работы:
 

- теоретические и практические аспекты этноконфликтологии;

- конфликтологическая специфика миграционных процессов;

- современные концепции социального конфликта.      

 

Рассматриваемые вопросы:


- стратегии поведения мигрантов в ситуации межэтнического взаимодействия;
- интеграция мигрантов в принимающее общество и предупреждение конфликтов с местным населением посредством формирования этнической толерантности;
- онтология межэтнических конфликтов;
- этнические проблемы современности;
- технологии предупреждения и урегулирования межэтнических и миграционных конфликтов.

 

Научно-исследовательская деятельность
со студентами отражает
следующие направления:


1) Особенности возникновения, причины, классификация, разрешение, урегулирование и профилактика:
миграционных конфликтов;
межэтнических конфликтов;
социальных конфликтов.

2) Технологии оценки и принятия решений в конфликте.

                                                                                                      

  

Лаборатория сотрудничает

с Общинно-благотворительным центром Нэшер

в рамках проектов, посвященных:


 

формированию навыков толерантного поведения;

развитию способностей к самоанализу, самопознанию;

развитию чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

обучению конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

развитию навыков ведения позитивного внутреннего диалога;

обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межнациональных отношениях.



 






 

Лаборатория конфликтменеджмента

Руководитель лаборатории:

кандидат исторических наук,

доцент кафедры социального управления и

конфликтологии - Баранова Ирина Владимировна




 

Конфликт является естественным условием существования любого сообщества людей, источником и движущей силой развития этого сообщества. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации, для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей.

Управление конфликтом в организации должно обеспечивать два наиболее значимых процесса: возможность его избегания и способность остановить конфликт раньше, чем он сможет принести огромный материальный, моральный и нравственный ущерб, как для каждого сотрудника, так и для дальнейшего развития организации в целом.

Основная цель деятельности лаборатории – анализ предпосылок и причин возникновения конфликтов в трудовых организациях, определение способов и технологий их предупреждения, прогнозирования и регулирования.

Основные направления работы:
 

конфликтологическая специфика трудовых отношений;

теоретические и практические аспекты организационно-управленческой конфликтологии;

современные тенденции конфликтменеджмента в  управлении конфликтами






 

Структура лаборатории:


Секция 1. Конфликты в организациях: предупреждение и разрешение.


Цель работы секции — углубленное рассмотрение технологий предупреждения и разрешения конфликтов в организациях.


Секция 2. Управление конфликтами: технологии и организационный механизм.

Целью работы секции является разработка технологий и методов управления конфликтами в организациях.



Направления  работы студентов:

современные методы регулирования трудовых конфликтов в организации;

регулирование конфликтов в сфере управления трудовыми организациями;

регулирование инновационных конфликтов в образовательном учреждении;

методы профилактики межличностных конфликтов в трудовой организации;

способы разрешения межгрупповых трудовых конфликтов;

деятельность руководителя в управлении конфликтами;

пути и способы разрешения трудовых конфликтов;

особенности управления конфликтами в организациях;

социальное партнерство как фактор разрешения конфликтов;

личностные особенности возникновения конфликтов в трудовых организациях;

конфликты и власть в трудовых организациях.



 


Лаборатория региональных и политических конфликтов
 


 



 

Пупыкин Николай Иванович к.и.н, доцент являются руководителями лаборатории изучения региональных и политических конфликтов. Целью деятельности лаборатории является анализ политических и региональных конфликтов в истории и современности, поиск и разработка стратегий их разрешения. Основные направления работы: общие вопросы политической и региональной конфликтологии; конфликтологические проблемы в  международных отношениях; причины возникновения и механизмы разрешения региональных и политических конфликтов.

В рамках деятельности лаборатории осуществляется научно-исследовательская работа студентов по следующим темам: политический конфликт как фактор развития общества, правовое регулирование конфликтов в обществе, методы регулирования политических конфликтов, причины возникновения групповых конфликтов, силовые методы регулирования конфликтов, причины, факторы возникновения межгосударственных конфликтов и др. И.В. Баранова проводит научное исследование, посвященное теме цивилизационного конфликта в русской истории (на примере славянофилов и западников), Н.И. Пупыкин  рассматривает вопросы изучения политических конфликтов в странах Западной Европы (на примере Франции).






 



 

Лаборатория «Психология конфликта»


 

Руководитель  лаборатории: педагог-психолог высшей квалификационной категории - Валуйкова Вера Евгеньевна

Деятельность лаборатории направлена на совершенствование научно-практических исследований в области психологии конфликта и поиска эффективных и портативных психотехнических приемов в области разрешения конфликтов различного уровня и качества, повышение качества подготовки и компетентности будущих специалистов, осуществление психологического консультирования, диагностики и управлении психологическим процессом деконфлектации.

Основной целью деятельности лаборатории является поиск и внедрение в практическую деятельность теоретико-методологических подходов к исследованию и применению психологических приемов в контакте с конфликтами различного уровня: внутриличностного, межличностного, межгруппового, организационного и социального. Содержание работы лаборатории включает основные методологические принципы психологического, психодиагностического и психотерапевтического исследования с учетом трех уровней – организм, индивид, личность, а также диагностику и психотерапию внутренних конфликтов.

Важной задачей лаборатории является раскрытие перспективных и качественных возможностей и психотехнических приемов оказания психологической, психосоциальной и психотерапевтической помощи на глубинном уровне внутреннего Я человека с помощью метода гештальттерапии и эффективных и простых психотехнических приемов современной психотерапии и практической психологии.

Основные направления работы:

 

-Психосоциальные технологии разрешения конфликта.

-Психологические технологии предупреждения и управления развития внутриличностного конфликта

(гештальтподход в работе с конфликтами)

 

Рассматриваемые вопросы:

 

- психосоциальные технологии в работе с конфликтами различного уровня;

- психология внутриличностного конфликта;

- психология детско-родительских конфликтов. Психология детских / взрослых конфликтов;

- гештальтподход в работе с системными семейными конфликтами;

- гештальтподход в работе с внутриличностными и межличностными конфликтами;

- психология конфликта в оргконсультировании (психология конфликта в производственной сфере);

- технология применения психосоциальных методов и гештальттехник в процесс деконфликтации отношений у людей с клиническими (психотическими, пограничными, невротическими и нарциссическими) расстройствами;

- психология организации переговоров в ситуации конфликта;

- психология возрастного конфликта: психотехники деконфликтации.

 

Приоритетным направлением является обучение практическим психотехническим приемам работы с конфликтами различного вида и характера.