Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

 

Адаптация студента-первокурсника к условиям вуза

(справочный материал)

 

 

1.     Статьи, рекомендации об адаптации

2.     Список рекомендуемой литературы


Коренев В.И.

Методические рекомендации студенту-первокурснику по адаптации к вузовской жизни

Процесс приспособления студента-первокурсника к новым условиям студенческой жизни называется адаптацией. Определенную роль в данном процессе играет куратор академической группы и другие общественные объединения вуза. Физиологическая адаптация предполагает приспособление студента к изменившимся условиям (переход из привычной школьной среды в вуз) и устойчивый уровень функциональных систем в организме студента в условиях обучения на протяжении некоторого времени. Адаптация студентов к образовательным условиям обусловлена следующими трудностями:

-изменение привычного ритма жизни;

-недостаток времени на самоподготовку;

-требовательность преподавателей;

-перегрузки учебной деятельности и т.д.

Адаптация будет успешной, если вы – оптимист (у вас активная жизненная позиция, есть чувство юмора; вы находите время для полноценного питания, сна, занятий физической культурой; вы – активный участник вузовских адаптационных мероприятий).

Уже в первые дни вузовской жизни вы ознакомитесь с особенностями учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Большую помощь вам в этом окажет куратор академической группы или товарищи-старшекурсники.

Профессиональная адаптация – это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработке навыков самостоятельности в учебной и научной работе. В вузе, как и в школе, необходимо систематически посещать учебные занятия. Ваша посещаемость и успеваемость в центре внимания главным образом куратора академической группы, который проинформирует родителей о ваших успехах.

Ваши беседы с куратором академической группы и встреча с преподавателями выпускающей кафедры помогут вам определить степень специфики и характера получаемой профессии. Также вы сможете осознать правильность выбора учебного заведения и профессии. Уже в первом семестре вузовской жизни начнется привлечение студентов преподавателями к изучению вами научных направлений и к исследовательской работе. Развитие научных интересов студентов представляется через организацию их внеучебной деятельности, например, посещение научно-технических выставок, предприятий, заводов соответствующего профиля и т.п. Авторы многих исследований отмечают, что у студентов имеется определенная потребность к самообразованию, но уровни этой потребности различны. Ваша задача и задача куратора заключается в формировании побудительных мотивов к самообразованию, оказанию необходимой помощи. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента. Уровень вашей адаптации, удовлетворенность ею окажут воздействие на основные профессиональные качества. Задача профессиональной адаптации состоит в том, чтобы у вас было постоянное стремление к совершенствованию своей деятельности.

Социально-психологическая адаптация – это сложный, многоуровневый процесс взаимодействия вас и окружающей среды. Социально-психологическая адаптация подразумевает как усвоение вами определенных социальных норм, правил, так и формирование личностных качеств, ценностей, обусловленных новой социальной ситуацией. Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, необходимо помочь им активизировать дружеские связи в группе. Для этого существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Имя – качество», «Я не умею» и другие). Наиболее доступной для вас формой знакомства друг с другом является беседа, проводимая вашим наставником, или тренинг «Знакомство» педагога-психолога, во время которого в живой и непринужденной форме вы смогли бы познакомиться друг с другом, наладить общение. Проведение в группе беседы и тренинговых занятий под руководством психолога позволит снизить уровень тревожности, возникающий у большинства первокурсников в первые месяцы адаптации и поможет вам развить коммуникативные способности и навыки, расширить круг психологических знаний и представлений. Вопросы взаимодействия с сокурсниками, с преподавателями и вашими личными проблемами, будет уделять внимание куратор группы.

Таким образом, ваша адаптация к вузовской жизни на основе последовательного и правильного использования данного материала, будет успешной.

Всего хорошего!

 


Дощечкина Ольга, группа 23-Э

Гигиена труда студента

Развитие общества неуклонно ведет к возрастанию работоспособности и повышению доли умственного труда в условиях низкой физической активности. Каким специалистом станет сегодняшний студент, зависит не только от того, как он учится, но и от всей целостности его бытия, уровня гражданской сформированности личности. Большую роль для здорового образа жизни приобретает вопрос разумного чередования труда и отдыха.

Укрепить и сохранить здоровье, повысить работоспособность, достичь высоких личных спортивных результатов студентам помогут выполнение правил личной и общественной гигиены, режим дня, закаливание организма, рациональное питание.

Гигиена - это область медицины, главная задача которой - изучение влияния внешней среды и отдельных ее факторов (физических, химических, биологических, социальных и др.) на здоровье человека. Гигиена является основой профилактики, которая осуществляется путем использования широкой системы социально-экономических, медико-санитарных и общественных мероприятий по охране здоровья людей.

Основные задачи гигиены:

*изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей;

*устранение вредно действующих на здоровье факторов в целях улучшения состояния здоровья, физического развития и повышения работоспособности.

Одной из профильных гигиенических дисциплин, изучающих воздействие на организм занимающихся физическими упражнениями и спортом внешней среды, является гигиена физической культуры и спорта.

Роль гигиены в системе физического воспитания не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в каком-либо виде спорта, подвижных играх, а должна включать как общественную, так и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха и т.д.

Основные задачи гигиены физической культуры и спорта состоят в том, чтобы:

*изучать влияние разных факторов и условий на состояние здоровья и работоспособность спортсменов;

*научно обосновать и разработать гигиенические нормы, правила и мероприятия по созданию оптимальных условий для существования учебно-тренировочного процесса;

*научно обосновать и разработать нормативы, правила, мероприятия по использованию гигиенических факторов и естественных сил природы для укрепления здоровья, повышения работоспособности и роста спортивных результатов.

Личная гигиена неотъемлема от физической культуры и спорта. Она составляет элемент здорового образа жизни и включает в себя широкий круг вопросов, связанных с уходом за телом, рациональным суточным режимом, отказ от вредных привычек, разрушающих здоровье человека и снижающих адаптацию и тренированность организма.

Особенно важны мероприятия по уходу за телом, включающие уход за кожей и полостью рта. Уход за кожей имеет важное значение, т.к. кожа играет большую роль в осуществлении взаимосвязи организма с внешней средой. Нормальное выполнение функций кожи в значительной степени зависит от чистоты кожного покрова. На коже постоянно скапливается грязь, пыль, продукты потовых и сальных желез, бактерии, что может привести к закупорке сальных желез. При повреждении кожного покрова создаются условия проникновения в организм различных микробов, которых на 1 см2 загрязненной кожи может находиться до 4000.

Основа ухода за кожей - регулярное мытье тела, желательно горячей водой с мылом не реже одного раза в 4-5 дней. Кстати, статистика говорит о том, что нормальный человек, выполняющий правила личной гигиены, за свою жизнь   потребляет 60 кг мыла, 57 литров шампуня   и 18 кг зубной пасты.

Особенно это важно для спортсменов, т.к. строгое их соблюдение способствует повышению эффективности учебно-тренировочных занятий. Выполнение требований личной гигиены имеет не только индивидуальное, но и социальное значение, снижая заболеваемость в коллективе.

Гигиена одежды и обуви

Одежда предохраняет наш организм от влияния неблагоприятных климатических повреждений и загрязнения кожного покрова. Одежда должна способствовать созданию необходимого микроклимата между кожным покровом и одеждой. Она должна защищать от потери тепла в холодное время года, в жаркое время года не препятствовать теплоотдаче, защищать от дождя. Теплопроводимость одежды зависит от покроя и пошива, от количества слоев ткани, из которой она сшита. Важно, чтобы одежда свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Как правило, спортивную одежду изготавливают из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.

"Волка ноги кормят" - хотя в наше время эта пословица утратила свое актуальное значение, но все же ноги, их состояние оказывают на наше самочувствие огромное влияние. Существует много "стоячих" профессий (продавцы, официанты, с/х работники, рабочие на заводах). А почти во всех видах спорта или на военной службе ноги несут основную нагрузку. К сожалению, зачастую тщательно заботясь о собственном теле, мы забываем о наших ногах.

Человек в течение жизни совершает в среднем около 400 млн. шагов, т.е. проходит путь, равный тройной длине экватора. При каждом шаге человек поднимает свой собственный вес, что в сумме составляет около 24 млн. тонн. При такой нагрузке особенно важной становится проблема правильного ухода за ногами. При пренебрежении к уходу за ногами возникает усталость, потливость ног, жжение ступни, образование мозолей, запах.

Обувь защищает стопу от механических повреждений, от охлаждения и загрязнения. Ее форма и размер должны способствовать правильному положению стопы. Слишком тесная обувь приводит к деформации стопы, вызывает потертости. Свободная обувь тоже способствует появлению потертостей. На занятия в зимний период следует выбирать обувь на полразмера больше. Обувь и носки должны быть всегда чистыми и сухими. Лучшим материалом для обуви является натуральная кожа.

Врачи и специалисты ЛФК пришли к выводу, что ходьба босиком является средством для профилактики и исправления дефектов стопы, в том числе - плоскостопия, заболевания, часто встречающегося среди современных студентов.

Сон, здоровье, работоспособность

Вся наша жизнь проходит в двух состояниях — бодрствовании и сне. Именно полноценный сон в значительной мере обеспечивает нормальное самочувствие человека в период бодрствования. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: сон — слуга жизни. Современная наука помогла установить природу столь благотворного воздействия сна. Оказалось, что в процессе его восстанавливаются энергетические запасы, израсходованные во время работы, нервная ткань освобождается от накопившихся в ней продуктов распада,

Недостаток сна вредно отражается на здоровье. В исследованиях с людьми, добровольно согласившимися на некоторое время лишить себя сна, зафиксировано, что уже после 5-6-х суток наступают психические расстройства в виде галлюцинаций, резко повышается раздражительность. Отмечены плохое использование нейронами глюкозы, снижение содержания железа в организме, нарушения обмена веществ. Даже частичное недосыпание понижает активность мозга; отрицательно сказывается на внимании, памяти, качестве мышления, ухудшает самочувствие, умственную работоспособность.

Особое значение полноценный сон приобретает в период сессии, когда студентам приходится осваивать много информации. Именно тогда студент должен спать не менее 8 ч! Если же сон ограничивать 5—6 ч. то это понизит способность к усвоению материала и в конечном итоге ослабит организм.

Чрезмерно продолжительный сон также вреден. Излишний сон не считается полезным и в биологическом отношении, поскольку нарушаются кровообращение и работа органов пищеварения. Каждый студент должен помнить, что напряженную умственную работу следует прекратить за 1,5—2 ч до ночного сна. Иначе затрудняется процесс засыпания, да и сам сон становится менее крепким. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 1,5—2 ч до сна. Ложиться спать рекомендуется в 23—24 ч, вставать — в 7—8 ч.

Спать полагается в удобной, но не слишком мягкой постели, лежа на правом боку со слегка согнутыми ногами. В таком положении мышцы лучше всего расслабляются, тело отдыхает.

Перед сном необходимо проветрить комнату, создать тишину и выключить источники яркого света, К сожалению, после 24 ч в общежитии «жизнь» только начинается: хождение по комнатам, громкие разговоры, чаепитие. Ежедневное недосыпание вызывает ухудшение умственной работоспособности, ослабляет защитные силы организма.

Весьма полезен непродолжительный дневной пассивный отдых. Горизонтальное положение тела улучшает мозговое кровообращение, позволяет мышцам расслабиться. Дневной сон, даже кратковременный, прекрасно восстанавливает работоспособность. Еще древние мудрецы говорили, что дневной сои полезен, продолжительность его должна составлять 60 вдохов, т. е. примерно 4—5 мин.

В целом бессонница не характерна для студентов, а возникает лишь при больших умственных нагрузках, т. е. чаще всего в период экзаменационной сессии, а также при таких заболеваниях, как неврозы. От такого явления можно избавиться благодаря правильной организации режима дня, регулярным занятиям физическими упражнениями, а также аутогенной тренировке.

Студент должен знать возможности своего возраста, свои силы и способности, чтобы оптимально организовать свою жизнь, труд, учебу, отдых. У студентов должно воспитываться осознанное понимание необходимости бережно относиться к своему здоровью. Укрепить и сохранить здоровье, повысить работоспособность, достичь высоких личных результатов студентам поможет выполнение правил личной и общественной гигиены и соблюдение режима труда и отдыха.


Леонова Ульяна группа 11 - Э

Влияние распорядка дня на самочувствие человека.

Вся жизнь человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим дня студента определен учебным планом занятий в учебном заведении, режим военнослужащего — распорядком дня, утвержденным командиром воинской части, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня. Правильно спланированный режим дня с учетом возраста, физиологических и психических особенностей является основой для сохранения здоровья и главной составной частью здорового образа жизни. Рациональный режим дня предполагает соответствие его содержания, организации и построения определённым гигиеническим принципам. Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека и анатомо физиологическими особенностями и психологическими возможностями организма. В исследованиях физиологов и гигиенистов установлено, что нерационально организованный режим дня, особенно неполноценный сон, неблагоприятно влияет на ход восстановительных процессов в коре головного мозга, что сказывается на работоспособности человека.

Прежде чем определить основные элементов режима дня целесообразно рассмотреть влияние биологических ритмов человека на его работоспособность, так как известно, что работоспособность человека и его поведение во многом зависят от характера и интенсивности биологических процессов и явлений в его организме.

Биоритмы - цикличность процессов в живом организме. Основные внешние ритмы, влияющие на биоциклы человека - природные (Солнце, Луна) и социальные (рабочая неделя). Ведущие внутренние хронометры человеческого организма находятся: в голове (эпифиз, гипоталамус) и в сердце. Биоритмы могут меняться, синхронизируясь с внешними ритмами - циклами освещённости (смена дня и ночи, свет). Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления организма к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т.д.).

В настоящее время наиболее изучен околосуточный биологический ритм. Установлены околосуточные колебания более 300 физиологических функций человека. Так, ночью у человека самая низкая температура тела. К утру, она повышается, а максимума достигает во второй половине дня. На протяжении суток она измеряется с амплитудой до 1,3 градуса. Поскольку -температура тела определяет скорость биохимических реакций, ее повышение свидетельствует о том, что днем обмен веществ идет наиболее интенсивно и это обеспечивает человеку возможность активной деятельности в светлую часть суток.

Самый важный биоритм - ритм суточный. Например, исследования подтверждают, что наиболее благоприятное время ложиться спать - между 21-22 часами, так как на 22 - 23 часа приходится один из физиологических спадов. И если человек не засыпает по каким-то причинам к 24 часам, то в 24 часа это удастся с трудом. А нередко именно эти часы суток и используют для той или иной творческой работы, ибо действительно на 24 - 1 час ночи приходится один из пиков нашей работоспособности. Но она является не естественной активностью, и в последующие дни у таких людей резко снижается работоспособность. Такие нарушения естественного ритма сна приводят к ишемической болезни сердца, гипертонии, хронической усталости и прочее. Люди, живущие вопреки естественному биоритму, ускоряют процесс старения.

Замечено, что на 5 - 6 часов утра приходится самый значительный физиологический подъем и самая высокая работоспособность человека, но, к сожалению, современный человек это время просыпает.

Активные часы для всех - с 5 до 6 часов, с 11 до 12 часов, с 16 до 17 часов. с 20 до 21 часа, с 24 до часа ночи.

Пассивные часы - с 2 до 3 часов, с 9 до 10 часов, с 14 до 15 часов, с 18 до 19 часов, с 22 до 23 часов.

Все функции организма связаны с расходованием энергии. И ежедневно в строго определенные часы каждый внутренний орган ее восполняет. Ученые установили, что максимум работоспособности наблюдается с 10 до 12 часов, затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 часов вновь незначительно повышается. При этом максимум отдельных функциональных показателей отмечается как в утренние, так и в вечерние часы. Так, утром мышечная сила меньше, чем вечером, с 16 до 19 часов у многих спортсменов выше результаты в прыжках в длину, в толкании ядра, в беге на 100 метров.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Было установлено, что описанные изменения работоспособности характерны лишь для части людей. Около 30% имеют максимальные показатели работоспособности только в вечерние часы, и 45 - 50% - одинаковый уровень работоспособности в течение всего рабочего дня. Эти группы людей условно названы «жаворонками» и «совами». Наибольшее число «сов» встречается среди людей творческих профессий, а «жаворонков» — среди рабочих и служащих. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым — поздним вечером, когда организму приходится затрачивать дополнительные усилия для бодрствования. Естественно в значительной мере преждевременно изнашивается организм.

Уровень работоспособности колеблется не только в течение суток, но и в течение недели. В понедельник физическая и умственная работоспособность минимальна. Затем она постепенно возрастает, достигая максимальных значении в среду и четверг. В пятницу работоспособность вновь резко падает.

Зная закономерности недельных изменений работоспособности, можно оптимально организовать режим рабочего дня и спланировать время труда и отдыха, в таком случае человеку удастся соблюдать правильный режим дня. В частности, высокий уровень работоспособности во вторник, среду и четверг свидетельствует о нецелесообразности использования этих дней для отдыха. Выходные дни в субботу и в воскресенье требует более длительного вхождения в трудовую неделю. Поэтому понедельник называют «тяжелым днем». В этот день наибольшее количество несчастных случаев и аварий на производстве. Правильно организованный режим дня способствует укреплению здоровья — нормальному духовному и физическому развитию человека. Однако не всегда удается выдержать оптимальный режим жизнедеятельности, иногда возникает необходимость в повышении нагрузок на обучающихся (контрольные работы, экзамены и др.), что может привести к появлению у них утомления и переутомления. Для восстановления нормального режима жизнедеятельности, обучаемые должны знать ряд мер по профилактике переутомления.

Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль своего состояния. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, работоспособность, сон, аппетит и общие ощущения. К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Твердых расписаний и режимов дня, пригодных для всех людей указать невозможно.

Вот лишь некоторые общие советы: выделите достаточное время для отдыха и сна, часы питания следует выбирать так, чтобы перерывы между приемами пищи были не более 5-6 часов. Для сохранения здоровья очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время. Если, например, питаться всегда в одни и те же часы, то, как доказал И.П. Павлов, вырабатывается условный рефлекс на время. Это означает, что к данному часу в желудке и других органах пищеварения вырабатываются пищеварительные ферменты, без которых невозможен нормальный процесс пищеварения и усвоения нищи. Каждый человек, привыкший обедать в строго определенное время, знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который может смениться ощущением сильного голода, если обед почему-то запаздывает. Голод провоцирует сначала функциональные дискинезии, а затем и органические поражения (холециститы, панкреатиты, язвенной болезни).

То же самое происходит и со сном. Если ложиться спать всегда в определенное время, то условные рефлексы помогают быстро и глубоко засыпать. Когда привыкнешь ложиться в одно и то же время, с приближением этого часа начинает клонить ко сну. Чтобы не страдать от бессонницы надо в привычное время ложиться спать.

Исключения возможны - главное чтобы они не стали правилами! Бессонница быстро приводит к угасанию активности высшей нервной деятельности. Человек становится раздражительным, у него наступает быстрая утомляемость, усталость, в результате - снижение памяти и работоспособности.

Режим дня - это практически план действий на каждый день. Не надо составлять режим на месяц, неделю. Расписание составляется для того, чтобы повысить мотивацию, побудить к большей активности и отвлечь от мрачных мыслей. Напомним, что режим должен предусматривать время дня для работы (учебы), еды, отдыха и сна.

Подводя итог можно сделать выводы. Нужно выработать динамический стереотип и стараться его придерживаться, стоит принять во внимание активное и пассивное время суток. А самое главное необходимо прислушиваться к своему организму и давайте ему своевременный отдых. Для среднестатистического человека сон составляет 7-8 часов.

Правильный режим дня должен четко определять время, отведенное для труда, досуга, спортивных тренировок, гигиенических процедур и т.д. Режим дня должен учитывать и такие факторы, как характер профессиональной занятости, привычки человека. Например, если предположить, что рабочее время начинается с 8 часов утра, то правильный режим дня должен иметь такую схему:

- 6 часов - просыпаемся. Надо встать, проветрить комнату и убрать постель. Натощак выпить стакан теплой воды;

- 6 часов 10 минут - зарядка, утренний душ, завтрак, одевание;

- 7 часов - выход из дома. Если работаете не далеко, можно идти на работу пешком, спокойным равномерным шагом. Такая прогулка очень полезна для органов дыхания, суставов и мышц. А кроме всего прочего, она заставляет организм проснуться;

- в течение рабочего времени обязательно нужно проветривать помещение и делать разминку на рабочем месте;

- возвращаясь домой, желательно пройти хотя бы полчаса пешком, чтобы тело получило разрядку после долгого сидения в офисе;

- дома надо принять душ или ванну, переодеться из рабочей одежды, поужинать, почитать или посмотреть телевизор;

- за час до отхода ко сну желательно, если позволяет погода и место жительства, пройтись или пробежаться по улице;

- перед отходом ко сну надо совершить все гигиенические процедуры, выпить стакан теплой кипяченой воды. На ночь, проветрив комнату, можно идти спать;

- 22 часа до 6 часов - сон.

Такой правильный режим дня, конечно, очень грубый. Каждый человек вносит в него свои изменения. Главное сохранять основу режима, другими словами, четкий определенный распорядок всех дел за день.

Внедрение четкого распорядка дня, который со временем, станет безусловно вашим, позволит устранить из повседневной жизни торопливость и спешку, вредно влияющие на ваши дела, взаимоотношения с близкими, на деятельность нервной системы и всего организма.


Тарасенко Марина группа 11-Э

Полноценный сон как компонент здорового образа жизни

Известно, что человек проводит во сне примерно треть своей жизни. Более того, сон занимает в раннем возрасте: новорождённый спит примерно 18 часов в сутки, а сон ребёнка от одного года составляет примерно 13 часов. Роль сна в физиологии изучается во всём мире, в связи с этим. От чего мы отдыхаем? Да от всего! Если мы чувствуем себя усталыми, физически ли, умственно ли - всё равно мы мечтаем поскорее добраться до постели. Выспавшись, мы ощущаем прилив бодрости, мы полны сил, физических и умственных. Но это не только отдых от работы, это отдых от всяческих забот, которые одолевают человека, отдых и наслаждение. Мудрые люди говорили и всегда говорят: «Сон лучше всякого лекарства»... Действительно, здоровый сон является залогом прекрасного настроения и самочувствия. С научной точки зрения можно утверждать, что сон - жизненно важное состояние мозговой деятельности, поэтому важен именно здоровый, крепкий сон.

Сон — своеобразная тайна, хотя человек сталкивается с ним каждую ночь, тем не менее он похож на смерть и сны, которые мы видим ночью являются ещё одной неразрешимой загадкой. «Может быть, сон — не отдохновение от трений и камней бодрствования, а просто другая форма жизни, имеющая на существование те же права, что и бодрствование...» Нечто подобное приходило в голову великому австрийскому врачу Зигмунду Фрейду. Сон - это такое состояние, в котором я ничего не хочу знать о внешнем мире, пишет он. Я ухожу от этого мира, говоря ему: я хочу спать, оставь меня в покое. Очевидно — психологическая цель сна - отдых, а его психологический признак - потеря интереса к окружающему миру. Прежде чем начать говорить о том, каким образом сон оказывает влияние на организм человека, выясним, что же это такое с биологической точки зрения: естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир.

Согласно другому определению, сон представляет собой особое генетически детерминированное состояние организма человека (и теплокровных животных, т.е. млекопитающих и птиц), характеризующееся закономерной последовательной сменой определённых полиграфических картин в виде циклов, фаз и стадий. Более того, беспокойный, тревожный сон также не может дать организму полноценно отдохнуть и восстановить свои силы, в связи с этим падает работоспособность. Показано, что у людей с нарушениями сна ниже производительность труда, выше вероятность попадания в аварии, люди склонны к психосоматическим заболеваниям. Такой сон можно назвать неполноценным.

В последнее время человечество всё больше подвержено стрессовым ситуациям, что негативно сказывается на здоровье человека, а также сне. По статистике наблюдается тенденция увеличение количества населения страдающих от бессонницы (инсомнии). Инсомния — это клинический синдром, характеризующийся наличием повторяющихся нарушений инсомниации, качества сна, случающихся несмотря на достаточное количество времени условий для сна и проявляющихся нарушениями дневной деятельности различного вида. Таким образом, можно выделить три основных свойства инсомнии. Первое - клиническими проявлениями этого синдрома могут быть любые нарушения сна в течение процесса сна. Второе - для того, чтобы предъявлять жалобы на нарушение сна, необходимо получать его каждую ночь в достаточном количестве. Это относится к людям, сознательно ограничивающим себя во сне. Третье - нарушенный сон должен иметь последствия нарушения деятельности в дневное время. Это может проявляться в усталости, недостаточной внимательностью нарушением запоминания информации, снижением мотивации, дневной сонливостью, мышечным напряжением, раздражительностью, нарушением деятельности желудочно-кишечного тракта, головной болью Наиболее важными последствиями инсомнии являются увеличение риска ДТП в 2,5-4,5 раза и снижение производительности труда людей, страдающих от бессонницы, в 2 раза. Серьёзными последствиями инсномнии является возникновение алкоголизма, депрессивных состояний в 2,5 и в 4 раз; соответственно.

Здоровые привычки и правила гигиены помогают в борьбе с этой проблемой. С медицинской точки зрения, считается, что человеку, чтобы восстановить свои силы, требуется 7-8 часов сна. Известно, что многие люди могут систематически спать по 4-5 часов, а другие чувствуют себя нормально, если поспят 9-10 часов.

Согласно подсчётам учёных треть жизни мы спим. Так стоит ли тратить столько драгоценного времени на отдых? Важен ли сон? Безусловно, важен. Действительно, можно недосыпать несколько дней, но потом человек становится нервным и его самочувствие значительно ухудшается.

Целесообразно отметить правила гигиены сна. Во-первых, идеальное время суток для отдыха — это ночь. Спать следует ложиться до 24 часов, а еще лучше в промежутке от 22 до 23. С чем это связано? С 21 часа человеческий мозг вырабатывает гормон серотонин.

Рассмотрим основные правила гигиены сна:

- во-первых, нужно строго соблюдать суточные ритмы. Человек должен ложиться и вставать примерно в одно и то же время;

- во-вторых, если вы легли в кровать и не можете заснуть, встаньте на некоторое время: почитайте книгу, посмотрите телевизор;

- в третьих, перед сном крайне вредно употреблять кофеин, алкогольные напитки и табак;

- в-четвёртых, не следует заниматься физическими упражнениями за 6 часов до сна;

- в-пятых, принимайте пищу за несколько часов до сна, употребляйте «лёгкий» ужин; проветривайте помещение; в конце концов, залог крепкого сна — положительный настрой. Забудьте о проблемах, мечтайте, думайте о приятном.

Согласно выводам учёных, цвет спальни должен иметь нейтральным. Для этого лучше всего подходит голубой цвет или синий. Правильная кровать и подушка являются неотъемлемой частью здорового сна. Не следует спать на слишком твёрдой подушке и кровати, высота подушки должна соответствовать физиологическим особенностям человека, позвоночник должен находиться ровно в горизонтальном положении. Одежда также влияет на сон. Пользование тканью из натуральных материалов создают комфортное состояние организма ночью.

В настоящее время в мире широко распространены методы поведенческой терапии инсомнии. Выделяют три основных техники: релаксационную, ограничения стимуляции и ограничения сна.

Релаксационная техника способствует снятию самотизированного напряжения, игнорирования приобретённых нарушающих сон ассоциаций, отстранению от навязчивых мыслей о работе, личных проблемах. Она включает методики аутотренинга - переход с мышечного расслабления к ментальному и переключении внимания — «счёт овец» или концентрация на своём дыхании.

Метод ограничения стимуляции подразумевает уменьшение внешних источников раздражения или препятствование к восприятию (повязка на глаза, вкладыши в уши, рекомендация не смотреть на часы в ночное время). Ограничение сна требует уменьшение времени пребывания в постели (ложиться спать только тогда, когда чувствуется сонливость, вставать – в одно и то же время, исключить дневной сон). Важно отметить, что соблюдение гигиены сна и  поведенческая терапия являются основой коррекции любой формы инсомнии независимо от ее происхождения. Это было продемонстрировано в исследовании СМ.Morin с соавторами (2005). Авторами были отобраны две группы больных инсомнией численностью по 96 человек каждая, у них была проведена оценка текущего сна. Затем пациенты одной из групп прошли заочное обучение: в течение 6 недель 1 раз в неделю им присылалась информация о сне, его нарушениях, способах нелекарственной коррекции и правилах гигиены сна. Через 6 месяцев была вновь проведена оценка качества сна в группах и оказалось, что больные инсомнией, получающие информацию о сне, стали спать на 21 минуту больше, чем люди из контрольной группы

Существует наиболее распространённая форма инсомнии — адаптационная. Ежегодная распространённость данного вида бессонницы во взрослой популяции оценивается в 15-20%. Причиной нарушения сна чаще становятся стрессовые ситуации, изменения привычного окружения сна, например при переезде на другое место, госпитализации, а также воздействие измеряемых физических факторов, например шума строительства под окнам. Данный диагноз ставится при продолжительности расстройств не более 3-х месяцев. Если тенденция к бессоннице наблюдается в течение большего количества времени, то это означает, что инсомния переходит в другую форму — психофизиологическую или инсомнию при приёме лекарственных препаратов.

Тактика лечения адаптационной инсомнии строится на устранении стрессового фактора путём изменения окружения или приёма седативных препаратов.

Сон, как и любой другой физиологический процесс, имеет свою структуру. Цикл сон/бодрствование регулируются, с одной стороны, определёнными структурами мозга, а с другой, различными гормонами, продуцируемыми гипоталамусом. Установлено, что для состояния сна и бодрствования характерен различный гормональный профиль. Например, уровень мелатонина наиболее высок в ночное время, и именно мелатонин способствует засыпанию и сну.

Показано, что аденозин - нуклеотид, участвующий в генерации энергии для биохимических процессоd,в постепенно аккумулируется в головном мозге процессе просыпания, но его количество снижается во время сна. Полагают, что аккумуляция аденозина в дневное время способствует более глубокому сну ночью. В регуляции циркадных ритмов важную роль играет супрахиазматическое ядро (СХЯ) гипоталамуса. Эта структура реагирует на влияние внешнего света: под влиянием дневного света она посылает в шишковидную железу сигнал о прекращении сигнала мелатонина.

В регуляции сна принимают участие три процесса, в каждом из которых заключён гормональный, неврологический и средовый компонент:

-гомеостатический процесс определяет степень потребности во сне и выбирает одну из фаз «сон/бодрствование».

-циркадный процесс определяет периоды глубокого или поверхностного сна и соответствующие им фазы «high REM» (сон с быстрыми движениями глазных яблок, или активный сон) и «low  REM» (сон с медленными движениями глазных яблок);

-ультрадианный процесс, то есть регуляция циклов, имеющих продолжительность более суток.

Со сном тесно связана и зависима от него функция памяти. Быстрая (REM) фаза сна связана с процессом запоминания, в отличие от фазы сна, сопровождающейся медленными волнами (non-REM). Когда лицам, участвующим в каком-либо исследовании, дают определённый материал для запоминания, то в их памяти лучше всего закрепляется именно после ночного сна.

В науке принято выделять стадии сна.

1. Медленный сон (ортодоксальный). Его продолжительность составляет 80-90 минут. В свою очередь медленный сон имеет 4 стадии:

-первая стадия характеризуется дремотой с полусонными мечтаниями, появляются идеи по решению каких-либо проблем, наблюдается снижение частоты пульса, мышцы расслабляются, температура тела снижается, для этой стадии приемлемы гипногогические подергивания; данная фаза сна отличается тем, что она включает в себя переход человека из сознания в подсознание, учёные предполагают, что в течение данной стадии возможно воздействовать на психику человек;

-вторая стадия (неглубокий, лёгкий сон) отмечается снижением сердечного ритма, температуры тела. Продолжительность данной стадии сна составляет около 50% от общего времени сна. Происходит отключение сознания;

-третья стадия (медленный сон). Сон является глубоким;

-четвёртая стадия — самый глубокий медленный дельта-сон. На протяжении данной стадии человека сложно разбудить, в этот период возникают 80% сновидений.

Данные стадии сна составляют в среднем 75-80% периода сна, в течение этих стадий происходит восстановление энергозатрат.

Быстрый сон является следующим этапом. Имеются синонимичные названия: парадоксальный, быстроволновый сон, REM-сон, стадия быстрых движений глаз. Продолжительность данной стадии 10-15 минут, она происходит соответственно после этапов медленного сна. Специфической особенностью является то, что, разбудив человека, переживающего данную стадию сна, в 90% случаев мы можем услышать четко рассказанные сновидения. Более того, электрическая активность мозга соответствует состоянию мозга в период бодрствования. Полагают, что быстрый сон обеспечивает функцию психологической защиты, переработки информации. Таким образом, становится ясно, что сон является неотъемлемым компонентом здорового образа жизни.

Список использованных источников

1. А.М.Вейн «Три трети жизни»

2. Грибакин С.Г. /Лечащий врач/ Значение сна для развития ребёнка

3. Полуэктов М.Г. /Лечащий врач/ Нарушение сна в молодом возрасте:
инсомнии и расстройствах дыхания во сне

4. Сайт «Википедия» http://ru.wikipedia.org.

5. Сайт «Гигиена сна» all-gigiena.ru

6. Сайт supersleep.ru

7. Всё о здоровом сне, его продолжительности и качестве. http://www.zdorovie-tvoe.ru/zclorovui%20son.html


Кобзева Елена, группа 11 -Э

Организм человека и питание

 

Наше здоровье и эмоциональное состояние в значительной степени зависят от пищи, которую мы употребляем. Мы едим для того чтобы жить. А жить - это значит получать энергию. Но далеко не вся пища может питать организм, обогащать его витаминами (полезными веществами) и заряжать энергией.

Так как же узнать какое питание благоприятно влияет на организм человека, а какое нет? Ответ очевиден - это здоровое питание, обогащенное всеми полезными веществами, необходимыми человеку.

А что такое здоровое питание? Эта тема постоянно будоражит умы людей разных специальностей. На первый взгляд может показаться, что ответ довольно прост: это современная система питания, где главное съедать определённое количество жиров, белков и углеводов, а так же определённое количество калорий. Но это не так. Современная система - это не здоровая пища, а удобная для рабочих будней когда некогда уделять должного внимание на то, что мы едим.

Жирное, сладкое и мучное вредно - это знают, кажется, все. И что есть надо поменьше, двигаться больше - тоже ни для кого не секрет. Но время нынче суматошное: работа, учеба, и на встречи сходить надо, и культурный уровень поднять. А домой только поспать, чтобы ничего не упустить и везде успеть. Так что, когда дело до еды доходит, выясняется, что готовить негде и некогда. Выручают продукты быстрого приготовления: всякие пирожки, бутерброды, холодные чаи и шоколадки, чипсы из недавно отсмотренной рекламы.

Но почему-то получается, что вместо времени экономим в основном на здоровье. В порции растворимой лапши вроде ничего страшного нет. Однако, если присмотреться внимательней, окажется, что проще объявить голодовку, чем есть привычную еду.

Из ненатуральной пищи, пищи неверно приготовленной или созданной промышленным производством, а не Природой, организм не получает Энергии Жизни и необходимых веществ. Организм чувствует, что что-то недополучил. Не получая необходимого, организм пытается наверстать недополученное с помощью приёма всё большего и большего количества пищи, надеясь выжать из неё хоть сколько-нибудь пользы. Человек при этом испытывает ощущение голода или ложного аппетита, и пытается получить пользу от пищи, увеличивая её количество. Но эти попытки бесполезны. Сколько ни употребляй противоестественной пищи — пользы от неё не получить, а вот вред будет накапливаться.

Чтобы не приносить вред своему организму учёные рекомендуют питаться натуральными продуктами, сочетаемыми между собой.

В качестве основной еды нужно выбирать фрукты, сухофрукты, овощи, салаты, зелёные ростки, пряные травянистые растения, орехи, семена, мёд, различные злаки, бобовые, масла, полученные холодным прессованием.

Злаковые культуры удовлетворяют большую часть потребностей организма в углеводах, минеральных веществах, витаминах, пищевых волокнах и других биологически активных компонентах пищи. В неочищенном рисе и других нерафинированных злаках в большом количестве содержатся сложные углеводы, необходимые для поддержания мышечной силы.

Нерафинированные злаки (цельнозерновые продукты) - главный источник диетической клетчатки - грубых пищевых волокон, которые, подобно метле, выметают из желудка и кишечника весь мусор. Овощи и фрукты также являются важным источником пищевых волокон, витаминов и минералов. Особенно полезны темно-зеленые листовые овощи, а также бобовые (они содержат много белка). Овощные салаты лучше заправлять нерафинированными растительными маслами. Они ароматны, вкусны и очень полезны для здоровья. К тому же, растительные масла совсем не содержат холестерина.

Лучше отдавать предпочтение не консервированным, а свежим фруктам: в последних меньше сахара и больше клетчатки. Полезно пить свежевыжатые соки.

Молоко, прошедшее промышленную обработку, следует не употреблять в пищу, т. к. оно трудно усваивается организмом, а при употреблении с другими продуктами не усваивается вовсе. Если нельзя отказать от употребления данного продукта, то лучше заменить его кисломолочными продуктами, но не содержащими сахаров и консервантов.

Продукты животного происхождения тоже желательно употреблять как можно реже (1-2 раза в неделю в сочетании с овощами и приправами из трав), либо вообще исключить из рациона своего питания. Основные причины этого следующие:

1. Мясо содержит яд. В продуктах животного происхождения находится больше добавок, чем в любом другом виде пищи. Эти вещества включают яды из окружающей среды, яды, содержащиеся в кормах, которые используются на обычных фермерских хозяйствах и в процессе производства мясных продуктов, а также медикаменты и добавки для увеличения веса животных.

2. Мясо плохо переваривается. Система пищеварения человека не предназначена усваивать большое количество мясных продуктов. В результате она реагирует повышением кислотности и болезнями (сосудистыми заболеваниями, болезнями сердца, нарушениями обмена веществ, ревматизмом, остеопорозом, грибковыми инфекциями и аллергиями).

Утверждение, что вегетарианство не может обеспечить ваш организм необходимыми питательными веществами, является необоснованным. Правильно подобранное питание в течение дня не только удовлетворит все ваши потребности в еде, но и обеспечит абсолютно всеми необходимыми полезными веществами, включая и аминокислоты, участвующие в построении нужного количества белков. Также, животный белок можно заменить растительным: орехами, бобовыми и т.д.

Учёными доказано, что вегетарианцы живут на много дольше людей, употребляющих мясо, особенно в больших количествах.

Если же вы не можете представить свой рацион питания без мясных продуктов, то ни в коем случае не употребляйте их с углеводами, т.к. при таком сочетании ферменты, необходимые для усвоения, столь различны, что при смешении начинают противодействовать друг другу. Данные процессы переваривания не могут происходить одновременно. В результате возникает брожение. Непереваренная пища скапливается в организме. Там она гниёт и выделяет яды. Эти яды впитываются в кровь, разносятся по всему организму, ухудшают качество крови, замедляют её циркуляцию. Естественно, нарушается циркуляция крови в мозге. Отсюда головные боли.

Кроме того, после приёма такой пищи появляется вялость, усталость, пропадает настроение, желание что - либо делать, клонит в сон. А всё потому, что организм вместо того чтобы получать энергию от пищи, расходует её на столь усложнённый процесс переваривания.

Есть еще целая категория «вкусненького», так называемые продукты-провокаторы, которая способствуют перееданию. Это всевозможные соленья и маринады, острые соусы, майонезы и копчености. Они возбуждают аппетит и заставляют съесть больше, чем хотелось. Наверное, многим знакомо чувство переполненности в желудке после вроде бы не слишком изобильного фуршета. И не стоит забывать про алкоголь, который даже в малых дозах требует закуски, также возбуждая аппетит и заставляя съедать не только больше, чем хотелось, но и совсем не те продукты, которые приносят пользу организму.

Существует мнение, что сладкие продукты влияют на работу мозга, поднимают настроение. Это безусловно так, если говорить о натуральных сахарах, которые содержатся в мёде, фруктах и сухофруктах. В настоящее же время сладостями считаются различные шоколадные продукты, карамельки, торты и другие ненатуральные продукты с множеством вредных добавок и усилителей вкуса. Разве они могут принести пользу организму и подпитать мозг? Скорее совсем наоборот.

Ученые из Принстонского университета выяснили, что у любителей сладкого постепенно возникает настоящая зависимость от сахаросодержащих продуктов. И не потому, что сахар требуется для работы мозга. А потому, что в мозге под действием этого самого сахара вырабатывается дофамин - «гормон удовольствия». Так же, как при употреблении марихуаны или героина. Кроме того, этот гормон умеет вызывать еще и чувство голода, провоцируя переедание.

Сегодняшние дети пьют кока-колу и едет воздушную кукурузу, содержащие пустые и бесполезные калории, которые производят короткий прилив энергии, но не поставляют в организм жизненно необходимых витаминов и минералов. Современные дети, да и большинство взрослых, едят мороженое, которое наполнено различными добавками, калорийные булочки, торты и пирожные, другие кондитерские изделия, а также фаст фуд. Эти продукты делают ребёнка упитанным, хотя на самом деле его организм испытывает постоянное голодание, возрастающее по мере увеличения его аппетита.

Лабораторные эксперименты показали, что при различных видах питания меняется состояние кожи.

Диетологи могут распознать по внешнему виду кожи, какое питание получает тот или иной человек. Различные виды витаминной недостаточности у человека приводят к тому, что внешний вид его кожных покрытий становится нездоровым.

Обобщая всё выше сказанное можно сделать вывод, что питаться надо как дышать. Естественно. Тяжёлая, трудно перевариваемая пища отрицательно сказывается на мышлении. Питание искусственными и генетически изменёнными продуктами отрицательно сказывается на здоровье и на работе организма. Человек был создан для жизни на природе, и его желудок не приспособлен для искусственной и синтетической пищи. Питание природными естественными продуктами улучшает память и скорость мысли., даёт энергию, повышает активность. Современные исследования показывают, что для здоровья человека нужно не соблюдение режима питания, а индивидуальный подход. Ведь у каждого организм уникален. Поэтому питание должно соответствовать вкусу каждого.


Балакина В., группа 11-Э

Влияние биологически активных веществ на организм человека

 

Еще Гиппократ - великий ученый древней Греции, говорил, что здоровье является         высочайшим богатством человека.

"Здоровье" - это состояние организма человека, которое обусловливает продолжительность жизни, физиологическую и умственную работоспособность, хорошее самочувствие и появление здорового потомства. Здоровье зависит как от факторов внешней среды, так и от самого человека, его образа жизни, характера питания.

Для человека в древности лекарствами являлись те вещества и продукты, которые он употреблял в пищу. То есть корни, плоды, кора, листья и стебли растений, части тела и органы различных животных (включая тех, которые с современной точки зрения вообще считаются несъедобными), почва и минералы.

Сведения о лечебном и оздоровительном действии пищевых веществ сохранились в древневосточной медицине (древнекитайской, древнеиндийской, тибетской), дошедшей до наших дней. Рецептуры лечебно-профилактических средств того времени имеют очень сложный, многокомпонентный состав и естественное, природное происхождение. В то же время широкое применение фармакологических средств в последние десятилетия привело к росту числа токсических и аллергических осложнений, что заставило науку искать компромисс между западной и восточной медициной. Одним из следствий этого интегративного процесса стало широкое применение биологически активных добавок к пище, являющихся, как правило, производными современных технологий.

С пищевыми дефицитами (не связанными с голоданием), сезонными и эндемическими, люди сталкивались всегда, издревле же делались эмпирические попытки справиться с их последствиями.

Биологически активные добавки - это дополнительный элемент питания, который   поможет  нормализовать  рацион,   выстроить  правильный  режим питания. Но как любой биологически активный элемент, добавки могут влиять на организм как с хорошей стороны, так и негативно. В данном случае все зависит от человека, который потребляет добавки, от того, насколько он соблюдает все требования, которые предписываются производителями.

Также следует помнить, что не все типы биологических добавок подходят для здорового питания. Каждая добавка должна подбираться индивидуально для каждого потенциального потребителя в зависимости от его антропометрических параметров, требований к рациону и диете, а также физических нагрузок.

Большинство ведущих врачей и ученых во всем мире уверены, что биологически активные добавки к пище - это наиболее эффективный и экономически доступный способ улучшения структуры питания населения, это безопасный и надежный путь укрепления здоровья, сохранения долголетия и облегчения лечения заболеваний.

В Японии БАД применяют более 50 лет, В США - 20 лет. БАД достаточно широко используют во многих странах: во Франции и Германии около 60% населения ежедневно принимают БАД, в США — 80%, Японии — 90%, в России - только 3%.

Биологически активные добавки к пище являются уникальной группой средств, которые предназначены для применения как здоровыми, так и больными людьми.

Анализируя показания к применению БАД и сравнивая их с лекарственными препаратами, можно отметить следующую основную направленность использования БАД. Лекарственные препараты применяются в основном для лечения различных заболеваний, иногда для их профилактики в состоянии предболезни. В отличие от лекарственных препаратов БАД в основном применяются у здоровых людей, реже в состоянии предболезни, а в

 

состоянии болезни эти вещества могут применяться в качестве фоновой или вспомогательной терапии. В отличие от классических лекарств, действующих быстро и сильно, но дающих побочные эффекты, БАД принимают более длительное время, действие их мягкое, без побочных разрушительных реакций. Применение БАД позволяет последовательно и целенаправленно восстанавливать организм без нанесения ему ущерба.

При использовании БАД в качестве средств вспомогательной терапии установлена возможность в 1,5-4 раза снижать дозы основных лекарственных препаратов, сокращать общие сроки лечения заболевания, удлинять период ремиссии и сокращать сроки назначения основных лекарственных веществ, переходя после снятия острых явлений на монотерапию с использованием БАД.

Актуально это и при лечении онкологических заболеваний, когда сильные гепато-, нефро-, и кардиотоксические лекарства так ослабляют естественную защитную систему человеческого организма, что несмотря на самое хорошее лечение (хирургия, химиотерапия, облучение) побочные влияния во многих случаях вредят самому процессу лечения. БАД в онкологии могут и должны применяться при профилактике и лечении онкологических больных. Еще в 1996 году Минздравом были утверждены методические рекомендации комбинированного и комплексного лечения рака основных локализаций в условиях применения растительных адаптогенов (так ранее назывались БАД), где излагается основная идеология лечения. БАД также перспективны для профилактики онкологических заболеваний. Их можно использовать для насыщения организма антиканцерогенными микронунриентами с целью снижения риска онкологических заболеваний и диетической профилактики рака. Последний термин взят из рекомендаций национального ракового общества США, которые публикуются на основе научных данных. Несколько лет назад туда была внесена как отдельная рекомендация о диетической профилактике рака: регулярное употребление БАД, содержащих натуральные антиканцерогенные вещества. С целью снижения риска онкологических заболеваний БАД следует принимать в дозах, восполняющих полную суточную дозу в микронутриентах.Об этом говорят данные многочисленных исследований. Курсы приемов составляют месяцы и годы, можно рекомендовать и постоянный прием. Наконец, БАД не токсичны, обладают в целом благоприятным воздействием на организм, что делает их на сегодняшний день единственной группой продуктов, которые могут применяться и здоровыми и больными людьми.

В России продажа БАД осуществляется с 1985 г., причем их ассортимент постоянно увеличивается. С 1997 г. Госкомсанэпиднадзором ведется регистрация БАД и в 1999 г. в «Реестре биологически активных добавок к пище» было зарегистрировано более 1000 БАД. В настоящее время, по данным Института питания РАМН, общий ассортимент зарегистрированных в России биодобавок составляет не менее 4000 наименований.

На вопрос, а в чем же «плюсы» биологически активных добавок, и есть ли негатив от их приема, можно ответить довольно просто. Если все правила приема добавок были соблюдены, если были приобретены настоящие качественные биологически активные добавки, если их прием действительно необходим и направлен на поддержание баланса в питании, то положительный эффект от их приема можно будет достаточно быстро ощутить.

Стоит помнить, что эффект от приема биологически активных добавок проявляется не моментально, а через определенное время. Если же некоторыми из вышеперечисленных условий человек пренебрежет, то соответственно и эффект от приема БАДов будет отрицательный.

Хотим мы того или нет', но биологически активные добавки к пище (БАД) уже существуют как самостоятельный терапевтический фактор. Это новое явление из-за здорового консерватизма, присущего любому врачу, принимают далеко не все специалисты.

Тем не менее БАД стремительно ворвались в нашу жизнь и свои позиции вряд ли сдадут. Некоторые вузы сориентировались в ситуации и начали преподавать студентам доселе невиданную науку — медицинскую нутрициологию, науку о биологически активных добавках к пище.

Как утверждают специалисты, здоровье людей на 12% зависит от уровня здравоохранения, на 18% - от генетической предрасположенности, а на 70% — от образа жизни, не последнее место в котором занимает питание. Медицинские взгляды, никогда не отличаясь стабильностью в целом, на протяжении всей человеческой истории были единодушны в одном: чем хуже питание, тем больше болезней. Специалисты утверждают, что рацион человека в наши дни должен содержать более 600 различных веществ (нутриентов). К сожалению, сбалансированный рацион по всем пищевым веществам могут себе позволить далеко не все.

Тут-то и приходят на помощь биологически активные добавки (БАД) — концентраты натуральных природных веществ, выделенных из пищевого сырья животного (в том числе морского), минерального растительного происхождения, или же полученные путем химической: синтеза вещества, идентичные природным аналогам. Подавляющее их большинство обладает различными лечебными свойствами, если поступает в организм в определенных количествах, пропорциях и сочетаниях. Основное отличие от лекарственных средств состоит в том, что БАДы помогают организму провести «самонастройку» и устранить нарушения, приводящие к развитию того или иного заболевания.

БАДы не работают «вместо» регуляторных систем организма, а устраняют дефицит или избыток каких-либо соединений в организме человека. Применение их позволяет последовательно восстанавливать организм без нанесения ему ущерба, без разрушительным побочных действий, свойственных многим лекарствам.

Выпускаются БАДы, как и лекарственные формы, в виде бальзамов, экстрактов, настоек, настоев, кремов, сухих и жидких концентратов, сиропов, таблеток, порошков и т.д., присутствуя в подавляющем большинстве самых обычных продуктов — от йогуртов до колбасных изделий.

В мире их применяется более 500, начиная от родного уксуса и заканчивая непроизносимым «третбутилгидрохиноном». Опознать присутствие БАДа в том или ином продукте можно по букве «Е» на его упаковке. Индексом «Е» (от Europe) в рамках Европейского сообщества принято обозначать наличие в продукте питания любых пищевых добавок, идентифицированных согласно Международной системе классификации (INS). У каждой такой добавки есть конкретно «лицо», то есть свой химический, проверенный на безопасность, состав: Е100 — Е182 — краситель Е200 и далее - консерванты Е300 и далее - антиокислители, а также регуляторы кислотности, замедляющие процессы окисления Е400 - 430 -стабилизаторы и загустители Е430— 500 - это эмульгаторы, т.е. консерванты, похожие по своему действию на стабилизаторы, поддерживают определенную структуру продуктов; Е500 - Е585 – разрыхлители, препятствующие образованию комков и «слеживанию» продуктов; Е620 -Е642 - добавки, используемые для усиления вкуса и аромата продуктов Е66642 - Е899 - запасные индексы Е900 - Е1521 - вещества, понижающие пенообразование, а также подсластители.

БАДы подразделяются на нутрицевтики, парафармацевтикии, эубиотики.

Нутрицевтики - эссенциальные (незаменимые) нутриенты (компоненты пищи), такие как витамины или их предшественники, полиненасыщенные жирные кислоты, минеральные вещества и микроэлементы, отдельные аминокислоты, некоторые моно- и дисахариды и т. д. Как правило, это природные ингредиенты пищи, но в организме впрок они откладываться не могут, поэтому постоянно должны быть в рационе. Нутрицевтики применяются для коррекции химического состава пищи. Это некий промежуточный продукт между едой и лекарством, что насыщает организм пищевыми веществами, но полностью заменить еду не может. С помощью нутрицевтиков можно корректировать рацион, оздоровить организм, предупредить развитие заболевания, но излечить болезнь нельзя!

Эубиотики - биологически активные добавки к пище, в состав которых входят живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта. Созданные на основе естественных микроорганизмов кишечника человека (бифидобактерий, лактобактерий и др.), они ограничивают размножение патогенных микроорганизмов, применяются для нормализации состава и функционирования сапрофитной кишечной микрофлоры. Огромное значение эти БАДы имеют для профилактики и при вспомогательной терапии широко распространенных дисбактериозов.

Парафармацевтики применяют для профилактики, вспомогательной терапии и поддержания в физиологических границах функциональной активности органов и систем. Они, в большинстве случаев, являются источниками природных компонентов пищи, не обладающих питательной ценностью, однако, относящихся к незаменимым факторам питания. Это органические компоненты пищевых и лекарственных растений, продукты моря и компоненты животных тканей. Как правило, это минорные компоненты пищи, такие как органические кислоты, биофлавоноиды, кофеин, биогенные амины, регуляторные ди- и олитопептиды и др. Суточная доза парафармацевтика или, в случае композиции, его действующего начала не должна превышать разовую терапевтическую дозу, определенную для них в качестве лекарственных средств; принимать их надо не менее двух раз в сутки.

«За» и «против» в применении биологических пищевых добавок пока звучат, пожалуй, одинаково громко. Специалистов, имеющих практику работы с БАДами или отслеживающих общие закономерности их влияния на здоровье, волнует ряд важных вопросов; выделено несколько основных групп риска, отрицательных моментов, возникающих при длительном и бесконтрольном применении БАДов:

1. Недостаточная изученность их действия, а следовательно, существование БАДов с неподтвержденной эффективностью.

2. Побочные действия, которые оказывают входящие в состав БАДов компоненты. Зверобой пролонгирует действие анестетиков, а значит должен отменяться при предстоящем наркозе. Гинкго билоба снижает свертываемость крови, поэтому опасен для беременных, а также для тех, кому предстоит операция. Мята при применении беременными грозит выкидышами. Сенна - обезвоживанием организма и атонией кишечника. Женьшень, входящий в состав большого числа БАДов «тонизирующей группы», противопоказан при гипертензии и тахикардии. Хром, который присутствует во миогих БАДах, предназначенных для коррекции веса, может вызвать поражение почек при применении в больших дозах.

3. Недостаточная изученность сочетаемости входящих компонентов.

4. Риск передозировки.

5. Содержание в БАДах сильнодействующих лекарственных компонентов.

6. Непредсказуемое взаимодействие БАДов с другими лекарственными средствами,         которые принимает человек.

7. Неблагоприятное действие БАДов на плод во время беременности.

8. Нечеткие рекомендации врача по применению БАДов.

9. В некоторых БАДах используются компоненты животного происхождения, что может составлять определенный риск развития заболеваний прионного типа («коровье бешенство», бычий энцефалит).

 

Преодоление стресса

 

Стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (Г. Селье).

Стрессовая реакция может возникать под влиянием травмы, холода, ожога, избытка или дефицита информации, при действии на организм различных патогенных раздражителей. Стресс может быть следствием неудовлетворенных притязаний или эмоциогенных воздействий (эмоциональный стресс).

Развитие стресса проходит три стадии, или фазы:

1)фаза тревоги (повышение активности симпатической нервной системы и усиление секреции надпочечниками адреналина, норадреналина и глюкокортикоидов в ответ на действие стрессора);

2)фаза резистентности (повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям под действием гормонов);

3)фаза истощения (утрата надпочечниками способности к требуемой секреции глюкокортикоидов и резкое ухудшение состояния организма).

У разных людей один и тот же фактор может вызывать различные проявления и последствия стресса, что обусловлено разной реактивностью организма.

Когда стресс становится хроническим и развиваются те или иные психические симптомы, становится очевидно, что необходимо что-то предпринять. Борьба со стрессом может принимать различные формы: от отчаянных попыток найти способ «расслабиться» до поиска помощи и поддержки у близких людей. Иногда желание убежать от стресса приводит человека к тому, что можно было бы назвать «деструктивными способами самоподдержки» — к наркоманическим зависимостям.

Существует множество более или менее полезных рекомендаций по преодолению стресса. Американские специалисты предлагают несколько общих советов.

Выделите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте свои усилия на их достижении. Даже самые скромные достижения на пути к поставленной цели повышают уверенность в себе и улучшают душевное самочувствие.

Не пренебрегайте общением. Человеку, которому кажется, что он одинок и покинут, что он остался один на один со своими неразрешимыми проблемами, просто необходимо общество друзей и близких.

Предпримите шаги к устранению источника напряжения. Ваши усилия в этом направлении позволят вам ощутить уверенность в себе, которая неизбежно победит чувство безысходности.

Используйте паузы для расслабления. Почти ежедневно каждому из нас приходится попадать в ситуации вынужденной бездеятельности или ожидания — например, в очереди, в транспорте и т. п.    Постарайте использовать эти минуты для отвлечения от забот и волнений.

Позаботьтесь об обстановке, которая вас окружает. В оформлении своего жилища не используйте крупные пятна красного и желтого цвета. Доктор Карлтон Вагнер из Калифорнийского института цветовых исследований (г. Санта-Барбара) считает: «Красный цвет возбуждает, способствует выделению гормонов, поддерживающих стресс. Кроме того замечено, что дети чаще дерутся в помещениях с желтыми стенами». Наиболее успокаивающими являются мягкие пастельные тона зелено-голубой гаммы.

Обсуждайте с близкими свои проблемы. Ссоры чаще всего происходят дома — наверное, потому, что к вечеру у всех накапливается напряжение, и достаточно любого повода для вспышки раздражения. Не жалейте времени для спокойного разговора с родными. Обозначив вслух свою проблему, вы ее уже почти решили.

Научитесь слушать. Никогда не будьте уверены, что вы сразу понимаете мысли, которые хочет высказать собеседник. Выслушайте его внимательно, чтобы не возникло непонимания. Так вы избежите многих поводов для огорчений и конфликтов.

Найдите резервы времени. Если ваше состояние порождено дефицитом времени, подумайте, как вам более рационально организовать свою жизнь.

Отдыхайте всей семьей. Не изнуряйте себя работой сверх меры. Если в ближайшие две недели вы не планируете никакого совместного семейного времяпрепровождения, вам просто необходимо пересмотреть свои жизненные ценности.

Пусть в вашей жизни найдется место юмору и смеху. Просмотр комедий — особенно всей семьей — заметно снижает психическое напряжение.

Музыка — это тоже психотерапия. Почаще слушайте музыку, которая улучшает ваше настроение.

Физические нагрузки снимают нервное напряжение. Кроме того, регулярные физические упражнения укрепляют ваше здоровье, а чем лучше у вас здоровье — тем легче бороться со стрессом.

Помогает смена деятельности, когда положительные эмоции от какого-то приятного занятия вытесняют огорчение. Хотя попытка изгонять сильный стресс столь же сильной радостью таит в себе угрозу. Так, студент, отправившийся на дискотеку после изнурительного экзамена, фактически удваивает свой стресс и в итоге чувствует себя окончательно опустошенным.

Создатель теории стресса Ганс Селье утверждал: «Стресс — это жизнь». Так надо ли с ним бороться? Пока мы живы, мы будем радоваться и огорчаться. Конечно, надо уметь расслабляться, смягчать напряжение. Однако если оно вовсе исчезнет, то и жизнь закончится.

Если при исполнении всех рекомендаций, вы так и не почувствовали себя лучше, или вы поняли, что не можете справиться сами, то имеет смысл обратиться за психологической помощью к специалистам.

 

Список рекомендуемой литературы

 

Гингель, Е. Диалог как фактор адаптации первокурсников // Высшее образование в России. – 2007. - № 9. – С. 158-160.

Чикина, Т. Учебно-профессиональная адаптация первокурсников // Высшее образование в России. – 2007. - № 12. – С. 137-140.

Колесникова, Ю. А. Модель как средство учебно-профессиональной адаптации первокурсников к обучению в педагогическом вузе // Высшее образование сегодня. – 2007. - № 11. – С. 57-59.

Зарипов, Р. Н. Адаптация студентов в технологическом вузе: психолого-педагогический аспект / Р. Н. Зарипов, И. Р. Зарипова // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 24. - С. 236-242.

Селезнева, Н. А. К вопросу о социально-психологической адаптации студентов к условиям учебной работы в вузе // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2010. - № 202. - С. 331-336.

Козлов, Н. С. Здоровье, физическая культура и адаптация студентов к обучению в вузе / Н. С. Козлов, А. Ю. Лахтин // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3. - С. 207-209.

Анфиногенова, О. И. Особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в университете // Новые исследования. - 2011. - Т. 1. - № 26. - С. 55-59.

Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности / Н. А. Литвинова, Э. М. Казин, С. Б. Лурье, О. В. Булатова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 141-147.