14 декабря 2016

Российское общество "Знание" (грант О.Ю. Казаковой)

 Лекционный просветительский проект доц. О.Ю. Казаковой, выигравший грант «Российского общества «Знание» (2016 г.), «Новый взгляд в прошлое: влияние современной кино- и телепродукции на историческое сознание и национальную идентичность» предполагал исследование молодежной кино-аудитории, ее вкусов, мнения о современном историческом кинематографе и его роли в формировании мировоззрения, идентичности, массовых представлений о национальном прошлом.

Процедурно-методологический раздел

     Генеральной совокупностью исследования являлись слушатели курса лекций — студенты 1-4 курсов. Выборочная совокупность — сплошная. Опрошено 206 респондентов. Сроки проведения — 09/12/2016 — 17/12/2016. Метод исследования — очный аудиторный анкетный опрос. Анкета состояла из 14-ти стандартизированных открытых субъективных и проективных вопросов, сгруппированных в два блока — киновкусы молодежной аудитории и мнение молодых зрителей о современном историческом кинематографе. Процедура анкетирования предусматривала предварительный опрос по первому блоку вопросов в начале лекции и опрос по второму блоку вопросов в конце лекции для выявления просветительского воздействия лекционного материала на слушателей. Время анкетирования — 30 минут.

   Обработка анкетных данных осуществлена руководителем проекта с установлением абсолютных и относительных значений индикаторов и составлением итоговых диаграмм.

     Вопрос 1. Какой телеконтент Вы предпочитаете?

Анализ данных (респондент мог дать несколько ответов) (диаграмма 1):

  1. Новостные телепередачи — 37% респондентов
  2. Научно-познавательные программы — 28,5% респондентов
  3. Спортивные передачи и каналы — 2% респондентов
  4. Развлекательные телепередачи — 50% респондентов
  5. Ток-шоу — 18% респондентов
  6. Аналитические и авторские программы — 7,5% респондентов
  7. Сериалы — 54% респондентов
  8. Криминальная хроника,  хроника происшествий — 2% респондентов
  9. Телевизионные фильмы — 41% респондентов

Комментарии:

   Телевизионные вкусы молодых зрителей незначительно отличаются от взрослых по типу и жанру телепрограмм, но существенно отличаются по способу их просмотра. Молодые активно пользуются гаджетами и Интернетом при потреблении телеконтента, следовательно, не зависят от программы телепередач, рекламы и режима трансляции, активно пользуются архивами телеканалов и проектов, знакомятся с отзывами, обмениваются впечатлениями. 

    Среди научно-познавательных программ лидируют фильмы о животных и путешествиях. В развлекательном контенте внимание молодых зрителей привлекают танцевальные проекты, кулинарные шоу и проект «Ревизорро» канала «Пятница».

      Наиболее востребованы студенческой молодежью ток-шоу Первого канала и России-1, которые она смотрит в семейном кругу, а также проекты канала ТНТ («Битва экстрасенсов» и пр.).

  Абсолютным лидером среди сериальной продукции является «Игра престолов», однако суммарный объем и номенклатура восточных фильмов, начиная от турецких костюмированных телесаг и кончая южно-корейскими дорамами, значительно превосходит ее популярность.

 

Диаграмма 1. Зрительские телевизионные предпочтения молодежной аудитории

 

 

 

       Вопрос 2. Как часто Вы ходите в кино (раз в год, с декабря 2015 по декабрь 2016 г.)?

Анализ данных (диаграмма 2):

  1. 1-2 раза в год — 23% респондентов
  2. от 3 до 10 раз в год — 47% респондентов
  3. раз-два в месяц — 14% респондентов
  4. несколько десятков раз в год — 13,5% респондентов
  5. ни разу — 3% респондентов

Комментарии:

     Походы в кино популярны среди студентов. График посещения кинотеатров студентами тесно связан с ритмом их учебной деятельности. В период каникул, выходные и праздничные дни они активно посещают кинотеатры. В среднем студент посещает кинотеатр один раз в два месяца, но среди молодежи есть значительная группа киноманов, старающихся ходить в кино еженедельно, сделав его неотъемлемой частью досуга.

 

Диаграмма 2. Режим киноактивности молодежной аудитории

 

 

     Вопрос 3. Каковы Ваши мотивы похода в кино?

Анализ данных (диаграмма 3):

  1. Хожу с друзьями — 44,5% респондентов
  2. Хочу сравнить экранизацию с литературной основой — 5% респондентов
  3. Желаю посмотреть на работу любимого режиссера/актера — 10% респондентов
  4. Хочу посмотреть премьеру фильма — 34% респондентов
  5. Кино для меня — это хороший досуг, возможность расслабиться, мне нравится атмосфера кинотеатра — 30% респондентов
  6. Мне интересен сам фильм, его сюжет, спецэффекты — 40% респондентов
  7. Хожу в кино на свидание — 7% респондентов

     Комментарии:

   Мотивы похода в кино молодых зрителей диверсифицированы между кинопросмотром как видом досуга («отвлечься от серых будней») и как способом поддержания социальных связей, однако, если к дружеским социальным связям мы добавим романтические, то социальный коллективный характер похода в кино будет преобладать над любым индивидуальным мотивом — эстетическим, досуговым или познавательным. Только десять процентов успеха фильма у молодого зрителя определяется актерским составом или режиссерским подходом, тогда как интерес к сюжету и техническому уровню фильма в четыре раза выше.

    Треть опрошенных ценит качество и статус премьерного кинопоказа, так как низкое качество свежих пиратских версий в Интернете уже не устраивает молодых потребителей.   

 

Диаграмма 3. Мотивы похода в кино

 


     Вопрос 4. Следите ли Вы за новинками кино?

 

Анализ данных:

  1. Да, слежу — 79% респондентов
  2. Нет, не слежу — 22% респондентов

Комментарии:

    Лишь каждый пятый студент не в курсе новинок отечественного и зарубежного кино. Источники информации о новинках определяют ее характер: трейлеры создают максимально яркий, привлекательный, зрелищный образ фильма, тогда как отзывы в социальных сетях являются выражением общественного мнения, неформальной экспертной зрительской оценкой фильма. Для современной молодежи именно отзывы о премьерах являются побуждением к походу в кино или отказом от просмотра.

  Вопрос 5. Назовите Ваш любимый художественный фильм (сериал, анимационный фильм).

Анализ данных:

Жанр любимого фильма (диаграмма 4):

  1. фэнтези — 21% респондентов
  2. детектив — 6,5% респондентов
  3. хоррор — 6,5% респондентов
  4. боевик — 10,5% респондентов
  5. мелодрама — 10,5% респондентов
  6. комедия — 12,5% респондентов
  7. исторический — 10,5% респондентов
  8. анимация — 5% респондентов
  9. фантастика — 7,5% респондентов
  10. драма — 17% респондентов

 

Страна происхождения:

  1. отечественный фильм — 30,5% респондентов
  2. зарубежный фильм — 69,5% респондентов

 

Время создания:

  1. 20 век — 23% респондентов
  2. 21 век — 77% респондентов

 

Тип кинопродукции:

  1. Широкоформатным или телевизионный фильм — 70,5% респондентов
  2. Сериал — 29,5% респондентов

 

Комментарии:

    Студенты не смогли ограничиться одним названием и в среднем указали 3-4 названия фильмов разных жанров и форматов. В связи с большим разбросом мнений о фильмах, вся их совокупность классифицирована по жанрам, серийности, стране происхождения и времени создания.

   Абсолютное двукратное лидерство принадлежит зарубежным новым (снятым в 21 веке) фильмам, немного от них отстают зарубежные телесериалы. Молодежь мало интересуется фильмами прошлого века, но среди них почти всегда отдает предпочтение советским фильмам разных жанров, от комедии «Свадьба в Малиновке» до киноэпопеи «Освобождение». Практически невостребованными у молодежной аудитории оказались отечественные телесериалы, которыми забита сетка вещания российских каналов, рассчитанных скорее на женскую возрастную аудиторию, чем на молодежь. Если же целевой аудиторией российских ситкомов является именно молодежь («Кухня», «Физрук», то она знает о них, смотрит время от времени, но не считает их качественным телепродуктом. Впрочем, если обратить внимание на часто встречающегося в анкетах фаворита зарубежных ситкомов, американский ремейк британского сериала «Бесстыжие» (2011-2016, 7 сезонов) о многодетном отце-неудачнике и бездельнике, то его художественный уровень не намного выше отечественного «телемыла», то есть эпитет «отечественный» автоматически является для молодежи знаком плохого качества телесериала. Среди зарубежных телесериалов абсолютными лидерами являются «Игра престолов» и «Шерлок», но иногда студенты признаются в любви к такой тяжелой для восприятия криминальной драме с элементами политического триллера как «Настоящий детектив» (2014-) с Мэтью МакКонахи.

    Среди любимых киноработ студентов с большим отрывом лидирует «Гаррри Поттер» - главным фильм детства респондентов, что выглядит несколько инфантильно для кинолюбителей, часто посещающих кинотеатр, охотников за новинками. Среди респондентов можно также выделить небольшие группы поклонников «Властелина колец», «Пиратов Карибского моря», «Хроники Нарнии», «Облачного атласа». В целом жанр фэнтези остается самым популярным у молодежи, выросшей на василисках и прочих «фантастических тварях» из фантазии Джоан Роулинг. Что касается остальных жанров, то к ним студенты относятся с поразительным равным интересом, колеблющимся в пределах 6-12%.

 

Диаграмма 4. Жанровая принадлежность любимых фильмов респондентов

 
   

 

 

Вопрос 6. По Вашему мнению, можно ли достоверно отразить прошлое в художественном фильме?

Анализ данных:

  1. Нет, нельзя — 65% респондентов
  2. Да, можно — 35% респондентов

Комментарии:

   Респонденты часто колебались при ответе на вопрос, зафиксировано много исправлений «да» на «нет» и наоборот. Число пессимистов почти вдвое превосходит количество пессимистов, которые, впрочем, допускают возможность достоверного исторического кино с некоторыми условиями: наличие очевидцев-консультантов, изначально некоммерческий характер проекта, активное использование компьютерных технологий для имитации ретро-реальности, умный, увлеченный проектом, компетентный режиссер.

Вопрос 7. В чем Вы видите главное различие между историческим и неисторическим художественным кино?

Анализ данных (диаграмма 5):

  1. костюмы и реквизит прошлых эпох — 8,7% респондентов
  2. фильм посвящен историческому факту/событию/явлению — 50% респондентов
  3. декорации, воспроизводящие атмосферу изображаемой эпохи — 5% респондентов
  4. фильм посвящен важным, ключевым событиям национального прошлого - 3,5% респондентов
  5. нет отличий исторического кино от другого жанра кинопродукции — 5% респондентов
  6. скучный, тяжелый для восприятия фильм — 3,5% респондентов
  7. режиссер полностью погружается в изучаемую эпоху, искренне увлечен ею - 6% респондентов
  8. актеры с большей ответственностью относятся к своей игре — 5% респондентов
  9. строгий реализм, достоверность изображения — 38% респондентов
  10. наличие определенного сюжета — 7% респондентов
  11. исторический фильм более серьезный, глубокий, пронизан идеей, стимулирует интерес зрителя к прошлому — 15% респондентов.

 

Комментарии:

    Современный высокий стандарт качественной телевизионной продукции на историческую тему задали костюмированные экранизации классической литературы телекомпании Би-Би-Си. Отныне исторической точности воспроизведения материальной среды (костюмов, декораций, реквизита) изображаемого времени стало уделяться первостепенное внимание (например, британские «Анна Каренина» и «Аббатство «Даунтон», отечественные «Стиляги»). Развитие компьютерных технологий и большие бюджеты проектов позволили реализовать самые смелые мечты режиссеров  (например, «Великолепный век», «Викинги», «Письма с Иводзимы», «Битва за Севастополь» и пр.). Слушатели лекционного курса ожидаемо указали на достоверность видеоряда («без отсебятины») как на основную характеристику исторического кино (половина опрошенных).

   К сожалению, респонденты не уделили внимания научной основе исторической кинопродукции. Также они не оставили шанса историческому кино на верное отражение духа эпохи, тонущего в мелочной детализации материальной среды. По мнению студентов, талант и творческая свобода режиссера способны выразить его, однако такая вольность будет означать субъективизм, отход от художественных принципов исторического кино. Вообще, в восприятии молодежи исторический фильм имеет скудный ассортимент выразительных средств и строгие жанровые ограничения, оттого он скучен, предсказуем, консервативен.

 

Диаграмма  5. Характеристика исторического игрового кино

Вопрос 8. Какие темы, периоды, события, личности прошлого России нуждаются в киновоплощении?

Комментарии:

   Предложенный респондентами перечень персоналий значительно превосходит список событий и периодов, достойных описания кинематографическим языком. Это связано с общей тенденцией героизации и персонификации национального прошлого. Респонденты предлагают увековечить в полном метре всех императоров Александров и Николаев, выдающихся полководцев от святого Невского до маршала Жукова, бунтарей, шарлатанов, злодеев, насильников, космонавтов и генсеков. В списке их пожеланий с большим отрывом лидирует Петр I (поддержан каждым пятым респондентом), следом за ним, а часто через запятую или союз «и» идет Иван Грозный, что, конечно, связано с общественным резонансом на открытие памятника царю в Орле. Каждый десятый слушатель курса хотел бы посмотреть новый фильм о Сталине и Екатерине Великой, небольшой процент зрительской поддержки набрала даже идея исторического фильма о Путине. Группа поклонников Российской империи ждет фильмов о дворцовых переворотах, втрое более многочисленные любители войн мечтают о фильмах о Крымской, Гражданской, Холодной, Чеченской войнах. Некоторые респонденты указывают на то, что пора показать на большом экране сочинскую олимпиаду и вхождение Крыма в состав России. Но в целом список интересов и предпочтений студентов настолько индивидуален (в нем и Чикатило с Берией и Гагарин с Суворовым, большой хронологический разброс событий от Крещения Руси до Чернобыля), что не предполагает их мобилизацию в качестве массового зрителя какой-либо будущей исторической картины.

 

Вопрос 9. О каких темах, периодах, событиях, личностях национального прошлого не надо снимать художественные фильмы/сериалы?

 

Комментарии:

    Как установлено в вопросе 7, в сознании молодежи сложился определенный образ кино о прошлом — заумный, нудный, серый, копающийся в деталях, длинный и скучный фильм, полный пафоса и дидактики. При этом в списке их любимых фильмов указаны и «Список Шиндлера», и «Софья», и «Перл Харбор». Что же отвратило молодых зрителей от исторического кино? Вопрос о том, на какие сюжеты из прошлого нашей страны не надо снимать кино дал богатую палитру ответов, но лидировала в анти-рейтинге тема Великой Отечественной войны (20% респондентов). Именно кинематографический канон изображения этой войны — с реками крови, смертью, горем, страданиями героев и народа — явно диссонирует с установкой молодых зрителей на досуг и развлечение в кино. Студенты не хотят смотреть полные жестокости депрессивные фильмы о сталинских репрессиях и лагерях (10%), любые фильмы, в которых авторы навязывают зрителю точку зрения, а также посвященные очень спорным темам и персонажам (Смутное время, Революция 1917 г., история постсоветской России, Распутин, Ленин). Иван Грозный оказался в эпицентре взрыва общественного интереса. Почти равное количество респондентов хотят и не хотят появления фильмов о царе-тиране. Примерно каждый десятый студент против художественной интерпретации новейшей истории постсоветской России, в частности, фигуры Бориса Ельцина. Однако четверть всех опрошенных уверена, что в родной истории нет запретных тем.

 

Вопрос 10. На Ваш взгляд, нужна ли цензура исторического кино?

 

Анализ данных:

  1. Да, нужна — 46% респондентов
  2. Нет, не нужна — 54% респондентов

 

Комментарии:

    Для молодежи характерны либерализм и максимализм, она считает, что способна самостоятельно  разобраться в описанных в кинокартинах событиях. Воспринимая себя в качестве целевой аудитории исторического кинематографа, молодежь рассматривает любую цензуру как вариант давления, насилия и контроля со стороны властей, считает, что бюрократический надзор над фильмами ущемляет ее кровные интересы и права.

 

Вопрос 11. На Ваш взгляд, кому (какой целевой аудитории) предназначены исторические фильмы?

 

Анализ данных:

  1. всем — 27% респондентов
  2. избранным — любителям истории и профессиональным историкам — 9% респондентов
  3. подросткам — 9,5% респондентов
  4. молодежи — 34% респондентов
  5. молодежи и пожилым — 5% респондентов
  6. молодежи и ее родителям — 8% респондентов
  7. пожилым людям — 16% респондентов

Комментарии:

    Нижний возрастной порог для зрителя исторического кино установлен в 6 лет, а верхнего порога для опрошенных не существует. Более трети студентов считают себя целевой аудиторией исторического кинопроизводства. Наблюдается интересный межпоколенческий разрыв: люди среднего возраста, то есть работающие отцы и матери респондентов, не воспринимаются ими как зрители исторических фильмов, тогда как пожилые люди, пенсионеры, бабушки и дедушки респондентов, готовы смотреть и действительно смотрят исторические кинокартины в одиночку и с внуками, следовательно, режиссеры должны ориентироваться на вкусы и потребности двух очень разных по мировоззрению, образу жизни, вкусам и социальному опыту категорий населения -бабушек и внуков.

 

Вопрос 12. В чем, на Ваш взгляд, заключаются трудности производства и проката исторических фильмов?

 

Анализ результатов:

  Так как респондентами была предоставлена богатая палитра мнений, статистическая обработка их не представляется целесообразной. Варианты ответов следует разделить на трудности производства фильмов и трудности их проката. В первом случае с равной частотой респонденты указывали на дороговизну производства костюмированных фильмов и на субъективность, низкую историческую компетентность режиссеров. Во втором случае главная трудность, по мнению респондентов, заключается в диссонансе между развлекательной мотивацией похода в кино зрителя и сверхсерьезным содержанием исторической картины. Среди трудностей проката указывались скептицизм зрителя в отношении истории как науки и ее гносеологических возможностей, элитарность исторической проблематики фильмов, стремление к достоверности в ущерб зрелищности и драматургии.

     Распространенное предубеждение молодежи в отношении исторического кино заключается в его характеристике как «неинтересного». Действительно, никакие, даже самые выдающиеся, люди (всего лишь люди) прошлого не могут конкурировать с любимыми респондентами «фантастическими тварями» мира фэнтези.

 

Вопрос 13. Видите ли Вы необходимость в государственном заказе на производство исторических фильмов?

 

Анализ полученных данных (диаграмма 6):

 

  1.  «Нет» - 50% респондентов
  2. «Да» - 44,5% респондентов
  3. «Не знаю» - 5,5% респондентов

     В комментариях к отрицательным ответам респонденты ссылались на негативный опыт Министерства культуры РФ, недостаточно финансирующего интересные проекты и напрасно выделяющего средства на провальные и сомнительные проекты. Разделение ответов практически на две равные части свидетельствует о дихотомическом восприятии проблемы, критическом отношении к расходованию бюджетных средств и непонимании целей и задач государственной политики в области кинематографии.

 

Диаграмма 6. Мнение о государственных расходах на производство исторических фильмов

Вопрос 14. Каковы, на Ваш взгляд, цели и задачи государственной политики поддержки исторического кинематографа? (Диаграмма 7)

Анализ данных:

Патриотическое воспитание — 60% респондентовИнформирование населения о событиях и фактах прошлого — 15 % респондентовУдовлетворение познавательных потребностей — 17% респондентовФормирование оценочного отношения к прошлому — 17% респондентовГражданское воспитание — 19% респондентовИдеологические потребности, манипулирование общественным сознанием в политических целях — 29% респондентовПовышение исторической компетентности населения — 14% респондентовРазвитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала населения — 6,5% респондентовСоциализация и формирование национальной идентичности — 14% респондентов