Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Научно-практическая конференция «Теология и педагогическая культура учителя»

13.04.2019

Научно-практическая конференция «Теология и педагогическая культура учителя»

     10-11 апреля 2019 г. в С.-Петербурге состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Теология и педагогическая культура учителя». Кафедру теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности ОГУ им. И.С. Тургенева представляла ст. преп. Музалевская-Жаркова Г.М.

     Конференция проходила на базе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в рамках сетевого плана Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и С.-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви.

     Основной задачей конференции было обсуждение подготовки учителей предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В центре внимания участников стоял вопрос о значении теологии в повышении качества преподавания данных дисциплин.

     Первый день конференции, 10 апреля, проходил на различных площадках и включал целый ряд научно-образовательных семинаров, мастер-классов и круглых столов. В их число вошли: научно-образовательные семинары - «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», «Теология и педагогическая культура современного учителя в перспективе повышения качества преподавания ОРКСЭ и ОДНКР», «Духовно-нравственное образование и ценности в дополнительном и дошкольном образовании», «Реализация ОРКСЭ/ОДНКР: анализ образовательной политики»; мастер-классы - «Педагогические технологии и профилактики религиозного экстремизма», «Милосердие как оно есть» для преподавателей ОРКСЭ и ОДНКР; круглый стол «Гуманитарное образование в вузе и школе».

     Музалевская-Жаркова Г.М. принимала участие в работе научно-образовательного семинара «Теология и педагогическая культура современного учителя в перспективе повышения качества преподавания ОРКСЭ и ОДНКР» с докладом «Теологическое образование как необходимое условие профессиональной компетентности учителя ОРКСЭ и ОДНКНР». 

     Особый интерес вызвал мастер-класс «Педагогические технологии и профилактики религиозного экстремизма», проходивший в С.-Петербургском Доме Национальностей. Организаторами выступила кафедра истории религии и теологии факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена при поддержке комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной палаты С.-Петербурга, Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в С.-Петербурге и Петровской академии наук и искусств.

 

     В выступлениях участников были подняты вопросы терминологии, психологической специфики религиозного экстремизма, роли теологического знания как инструмента дерадикализации молодежи, предложен вариант информационного противодействия идеологии экстремизма на религиозной почве на примере истории ваххабизма. Итоги мастер-класса были обобщены зам. директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения России С.А. Пилипенко, который подчеркнул роль личностного примера как эффективного механизма противодействия религиозному экстремизму и необходимость постоянной и системной работы в этой области

    11 апреля работа конференции продолжилась в Колонном зале РГПУ им. А.И.Герцена.

     Пленарное заседание открыл ректор, член-корреспондент РАО, доктор филологических наук, профессор С.И. Богданов. С приветствиями к участникам обратились: главный советник Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В.Б. Угрюмов; заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения России С.А. Пилипенко. Были заслушаны приветствия от Администрации Губернатора С.-Петербурга и Губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко; Председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилова; митрополита С.-Петербургского и Ладожского Варсонофия; президента Научно-образовательной теологической ассоциации митрополита Волоколамского Иллариона; митрополита Новгородского и Старорусского Льва. От имени мусульманского духовенства с приветствием выступил Председатель Духовного управления мусульман С.-Петербурга и Северо-Западного региона России, муфтий Соборной мечети С.-Петербурга Равиль-хазрат Панчеев.

     Особый интерес вызвал доклад ректора Московского архитектурного института, академика Российской академии художеств, академика Российской академии архитектуры, проф. Д.О. Швидковского, который рассказал о том, как средствами православного искусства, в частности храмовой архитектуры, можно решать вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи.

     В докладе проф. Шмонина Д.В., проректора по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия, ученого секретаря экспертного совета по теологии ВАК при Министерстве науки и высшего образования России, председателя научного совета НОТА, был поднят вопрос о становлении системы теологического образования в России и роли НОТА в этом процессе.

     По окончании пленарного заседании прошла панельная дискуссия «ОРКСЭ в школе: результаты десятилетия», участники которой поделились своим опытом организации процесса подготовки учителей ОРКСЭ, а также рассказали о тех проблемах, которые возникают в этой области в связи с переходом на новые образовательные стандарты.

     Заключительным мероприятием конференции стал научно-образовательный семинар «Реализация ОРКСЭ/ОДНКНР: анализ образовательной практики», в ходе которого особое внимание было уделено вопросам эффективности реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В дискуссиях по этому вопросу также принимала участие Музалевская-Жаркова Г.М., отметившая, что в новые ФГОС 3++ по образованию и педагогическим наукам включена общепрофессиональная компетенция по духовно-нравственному воспитанию на основе базовых национальных ценностей. Это позволит официально внести в учебные планы дисциплины духовно-нравственной направленности.

 

Темы: Наука

Хэштеги: