Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

В ОГУ рассмотрели инновационные образовательные технологии в изобразительном искусстве и дизайне

31.01.2020

Дорогу покоряет идущий.

«Восток дело тонкое!» Именно эта известная кино-фраза могла бы выступить неофициальным девизом встречи, состоявшейся на художественно-графическом факультете ОГУ им. И.С. Тургенева, в рамках Межрегионального круглого стола «Инновационные образовательные технологии в изобразительном искусстве и дизайне», целью которого стало обсуждение различных аспектов современного художественного образования России и Китая.

Выбор темы вовсе не случаен. Наш восточный сосед, с его богатейшей и древнейшей художественной культурой, сегодня совершает огромный рывок в своем развитии. И поскольку образование в этой стране старается не отставать от высоких экономических темпов роста, вполне закономерно было бы рассмотреть как преимущества, так и недостатки китайских методов обучения художественному творчеству. Сравнить их с российской образовательной методикой, понять, к чему стоит быть готовым, принимая у себя иностранных студентов, или подавая заявку на образовательный грант. Иными словами, «обсудить все плюсы и минусы». Не секрет, что Болонская система позволяет китайским студентам, освоившим русский язык, продолжать обучение в российских магистратурах. То есть, возможность принимать у себя студентов из Китая есть и у Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Учитывая огромный интерес китайцев именно к качественному обучению творческим профессиям, у художественно-графического факультета ОГУ имени И.С. Тургенева имеются все шансы готовить высококлассных педагогов, живописцев, графиков и дизайнеров не только для «внутреннего употребления», но и для дружественной, соседней страны.

Приглашенными гостями конференции, состоявшейся по инициативе заведующего кафедрой дизайна Д.А. Хворостова, стали директор Российско-Китайской Академии современного искусства и дизайна, член Союза Дизайнеров России Н.В. Мартынова, специалист Академии художеств провинции Хэбэй, г. Шицзячжуан, Китай, Почетный профессор университета г. Дэджоу, Китай, член Союза художников России С.Д. Попадинец, кандидат педагогических наук, доцент, декан художественно-графического факультета Института изящных искусств, заведующий кафедрой живописи ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» К. М. Зубрилин, директор Орловского художественного училища имени Г.Г. Мясоедова С.Н. Козлов, председатель Орловского регионального отделения организации «Союз Дизайнеров России В.В.Панков.

Встреча оказалась познавательной не только в информативном плане. Визуальная часть познакомила участников конференции, как с современным искусством Китая, так и с его традиционными ремеслами, в том числе декоративной живописью гохуа, или цзянчжи – искусством вырезания силуэтов из бумаги. Большой интерес конференция вызвала у студентов художественно-графического факультета, у его преподавателей и руководителей кафедрами.

Приходится раскошеливаться

По словам гостей, образовательный процесс в Китае начинается с детского сада, где дети получают начальные знания. Затем, следует школьное девятилетнее образование, которое является бесплатным. Оно дает шанс получить общие знания всем детям, вне зависимости от благосостояния их родителей. Далее, примерно так же, как и российским старшеклассникам, китайским ученикам предстоит сделать выбор – либо платное высшее образование, либо щадящее семейный кошелек - профессиональное. То есть, образовательная политика нашего великого восточного соседа направлена на четкую профессиональную ориентацию учащихся. Проще говоря, тем, кто хочет достичь определенных высот, приходится раскошеливаться. Таков один из парадоксов коммунистического Китая! Платное вузовское образование, с одной стороны, ограничивает доступ к нему «случайных людей», с другой стороны, дает возможность получения стипендий и субсидий за успешную учебу и таким образом, стимулирует учащихся. Восточная мудрость гласит: Знания, за которые платишь, усваиваются лучше!

Высокие требования к студентам в Китае имеют место быть, наряду с достойными условиями обучения. Ярким примером тому может являться Хэбэйский педагогический университет, одним из преподавателей которого является Светлана Дмитриевна Попадинец. Этот огромный вуз, с его более, чем, полуторатысячным преподавательским контингентом и 35-и тысячной «армией» студентов расположен в административном центре провинции - городе Шицзячжуан. Университет сегодня представляет собой одну из крупнейших в Китае «кузниц педагогических кадров». Со дня образования КНР здесь подготовлено более 170-и тысяч специалистов.

Понятно, что сравнение этого гигантского кампуса, раскинувшегося на площади в 280 гектаров, с орловским вузом, явно не в пользу последнего, (территориально, куда более скромного). Но не будем забывать о том, что почти полуторамиллиардное население Китая, также не идет ни в какое сравнение с относительно малонаселенной Россией. Человеческие ресурсы и вложения в них у нашего восточного соседа, действительно, иные. По словам Натальи Владимировны Мартыновой, это бросается в глаза, когда присутствуешь на вступительных экзаменах в китайский вуз. Они проходят в закрытых аудиториях, которыми становятся специально отведенные для этих целей, на время конкурсных испытаний стадионы, плацы или другие подходящие по размеру площади. Состязаться для поступления в вуз здесь приходится одновременно полутора – двум тысячам абитуриентов! Отбор лучших работ проводится по 100 бальной шкале и при условии анонимности испытуемого. Подлог практически исключен и наказывается, как и большинство подобных проступков в Китае очень строго.

Наполнение учебных групп также разительно отличается от привычных российских показателей. 150 студентов в одной группе не является здесь пределом. Отсюда высокий статус преподавателя, которому важно, согласно китайской традиции, что называется, «сохранить лицо» - передать знания учащимся и не размениваться на то, чтобы «достучаться» до каждого отдельного студента, тем более, прохладно относящегося к учебе. Однако, при этом, у студентов есть все возможности для того, чтобы заниматься учебной и творческой деятельностью самостоятельно. Доступ в аудитории, библиотеки и мастерские ничем не ограничен. Высокие зарплаты преподавателей, помогают поддерживать их социальный статус в обществе, и это также является одним из нюансов китайской образовательной системы.

Краеугольный камень обучения

В то же время современное художественное образование в Китае основано на копировании, и это считается вполне естественным, поскольку обеспечить огромные аудитории натурщиками не представляется разумным и возможным. С 2011 года Китай прекратил обучать студентов, используя живую натуру, и окончательно обратился к фотографии. При этом в задании для студентов практикуется различные нестандартные приемы. К примеру, дается фотография натурщика в фас и предлагается изобразить его в профиль и «три четверти». Нередки задания изображения определенной композиции по ее описанию, будь то натюрморт, или бытовой сюжет. По убеждению китайских педагогов процесс копирования должен быть одним из краеугольных камней обучения, однако, российские преподаватели могли бы с этим поспорить. Надо признать, что копированию стоило бы уделять больше внимания в наших художественных вузах, тем не менее, среди участников конференции было озвучено и такое мнение: слепое копирование может тормозить развитие творческой фантазии у студентов. Эта особенность китайской школы вызвана, прежде всего, твердой приверженностью традициям, в том числе - каллиграфии с ее жесткими рамками. Бесспорно, сильными сторонами в китайском художественном образовании являются именно традиционные искусства и ремесла. Но следовать шаблонам в современном искусстве едва ли приемлемо. Как показатель - возникновение в Китае сотен подражателей стилю художников с мировой славой. С одной стороны уровень исполнения таких работ бывает очень высок. В то же время, это обезличивает авторские оригиналы, а в итоге и самого художника. В современном искусстве Китай сам еще находится в положении хотя и талантливого, но все же - ученика. Не более ста лет назад китайская система художественного образования поменялась, с традиционной - на западную. И хотя все, что накопил Запад, китайские художники прошли за это столетие «экстерном», о собственной оригинальной и современной арт-школе нового формата нашим соседям говорить еще преждевременно. Китай и сам это понимает, вот почему сегодня эта веками закрытая страна открыта новым идеям и впечатлениям.

Удивительный мастер

Наиболее показательно, по мнению гостей, это проявляется в творчестве Хао Шоумина - одного из ярких представителей современного китайского искусства. Первое художественное академическое образование он получил в Хэбэйском университете. Затем обучался в Пекине, специализируясь в области фэшн-индустрии. Следующей ступенью стало обучение в Академии им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге, на факультете скульптуры. Сегодня он работает на кафедре скульптуры Хэбэйского государственного педагогического университета. Этот поистине универсальный художник, проявивший себя как талантливый скульптор, график, живописец и дизайнер, широко известен тем, что не расстается с блокнотом, в котором постоянно делает зарисовки. Он может спонтанно наносить линии на лист, задавая направление композиции, но изначально, не представляя конечного результата. Одни композиции появляются сразу же, другие рождаются, как итог раздумий, по поводу увиденного и прочувствованного. Спонтанность наряду с философскими размышлениями присутствуют в каждой композиции Хао Шоумина. Свои тетради - скетчбуки, которых накопилось огромное количество, мастер называет «Художественными дневниками», подчеркивая особую роль подобных дневников для художника. Для того чтобы не терять композиционное чутье, виртуозно владеть линией, необходимо тренировать руку постоянно и ежедневно. В дневниках китайского художника можно увидеть фантастические образы животных и насекомых, зарисовки растений и цветов. Идеи многофигурных композиций и поиски из мира моды.

Подводя итоги

Участников конференции не только познакомили с творчеством Хао Шоумина. Все желающие получили возможность попробовать поработать, следуя его методике. Итоги мастер-класса показали, что орловские студенты вполне способны творчески осмыслить и такой «интуитивно-спонтанный» стиль. Результаты творческого задания вполне удовлетворили гостей и проявили изрядный уровень профессиональной подготовки учащихся. Подытоживая встречу между участниками круглого стола состоялся живой обмен мнениями по различным вопросам, касающихся профессиональной деятельности и различных аспектов жизни современного Китая. Участие в разговоре приняли профессор кафедры дизайна, Народный художник Российской Федерации – Гиви Дмитриевич Калмахелидзе, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор кафедры живописи Анатолий Семенович Хворостов. А также их более молодые коллеги.

Гости предложили представителям орловского худграфа поучаствовать в совместных творческих проектах и виртуальных выставках, которые Академия современного искусства и дизайна ТОГУ проводит постоянно. Участниками таких проектов уже стали магистры кафедры дизайна орловского художественно-графического факультета и её руководитель Дмитрий Анатольевич Хворостов. Однако, количество выставляющихся можно было бы значительно расширить.

"Мы готовы к сотрудничеству, в самых различных его формах", - заявила Наталья Владимировна Мартынова, подводя итог Межрегионального круглого стола «Инновационные образовательные технологии в изобразительном искусстве и дизайне».

Каким будет это сотрудничество, во многом, зависит от инициативы художественно-графического факультета. Недостатка в ней сегодня на факультете не наблюдается. И как гласит известная восточная мудрость: «Дорогу покоряет идущий!»

Темы: Образование Международная деятельность

Хэштеги: