Опорный вуз вновь стал участником образовательного интенсива «Остров 10-22»

26.07.2019

Не так давно в Сколковском институте науки и технологий прошел «Остров 10-22» - образовательный интенсив, направленный на создание и развитие команд региональных университетов, которые смогут реализовать системные изменения в сфере подготовки кадров для технологического развития. Второй год подряд масштабная площадка для обмена опытом и получения новых знаний объединяет более ста вузов и научно-образовательных центров России, представителей федеральных и региональных органов власти, технологические компании и стартапы, работающие в сфере образования.

В этом году в число «островитян» от Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева вошли Алексей Любимов, ведущий инженер-программист Центра сопровождения электронных образовательных ресурсов и Андрей Вашунин, директор Центра практических умений Медицинского института. В рамках работы площадки «Вуз как драйвер цифрового развития региона» они представили опыт цифровизации медицинской отрасли в Орловской области.

В настоящее время одним из приоритетных направлений работы опорного университета является оценка и поддержание состояния здоровья студентов. С этой целью был разработан проект, позволяющий выявить наиболее распространенные заболевания среди детей II группы здоровья и сформировать необходимые для положительного изменения ситуации рекомендации. В частности, в задачи проекта входят:

1. Разработка инструмента сбора и анализа медицинских и образовательных данных.

2. Упрощение процессов взаимодействия между медицинской и образовательными отраслями.

3. Исследование влияния физиологического состояния организма на процесс обучения, анализ факторов дестабилизации процесса обучения за счет состояния здоровья, внедрение мониторинга состояния здоровья и персонифицированных рекомендаций путем построения индивидуальных образовательных траекторий с использованием цифровых инструментов.

4. Разработка мобильного приложения для мониторинга и управления состоянием здоровья пациента.

5. Изменения системы управления ВУЗа с помощью внедрения полученных результатов.

6. Внедрение полученных результатов в практику регионального здравоохранения и образования, с дальнейшей возможностью масштабирования и транслирования на другие регионы.

Такой масштабный проекта требует плотного взаимодействия специалистов не только образовательной и медицинской сферы, но и в области IT-технологий, системного анализа. Поэтому партнерами проекта выступили Департамент информатизации и перспективного развития Орловской области, Медицинский институт ОГУ имени И. С. Тургенева, Университетская клиника, Студенческая поликлиника, Научно-технологический центр биомедицинской фотоники, НКМЦ имени З.И. Круглой, НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт.

Реализация проекта предполагает три этапа:

1. Сбор и оцифровка данных полученных в рамках популяционного исследования на базе Мобильной поликлиники НКМЦ им. З.И. Круглой (для жителей области от 0 до 17 лет) и на базе Студенческой поликлиники ОГУ (для жителей области от 17 до 25 лет).

2. Разработка цифровых моделей и анализ полученных данных; на основании анализа определение тревожных зон в состоянии здоровья,  а также сопоставление «цифрового следа» обучающегося и здоровья. Разработка индивидуальных образовательных траекторий. Формирование управляющих воздействий на базовые процессы в ВУЗе.

3. Масштабирование и трансляция на регион. Внедрение сервиса в дошкольные, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации и организации высшего образования.

Так, на первом этапе проекта анализ оцифрованных данных показал, что основными формами заболеваний у детей II второй группы здоровья являются кариес, миопия, специфические расстройства развития учебных навыков, а также ожирение, обусловленное избыточным поступлением энергетических ресурсов.

«На примере кариеса, который занимает первое место, мы можем рекомендовать управленческие решения для департамента здравоохранения чтобы рассмотреть возможность включения услуги проведения теста на определение бактерий кариеса в программу обязательного медицинского страхования. Для департамента образования – проведение ряда занятий на тему гигиены полости рта и т.д. Рекомендации мы можем давать и самому обследуемому: использование фторсодержащих зубных паст, ополаскивателей и т.д.», - рассказывает Алексей Любимов.

Сейчас в личном кабинете студента в пилотном режиме доступна информация о состоянии здоровья пациентов Студенческой поликлиники. Это также является одной из составляющей цифровой трансформации университета.

«Реализация таких проектов возможна только в классическом университете, когда есть возможность привлечения специалистов разных направлений. Также опорный университет – это почти 19 тысяч студентов. И их состояние здоровья – это важная составляющая их собственной успешности. Возможность реализации своих планов и желаний зависит, в том числе, и от уровня образования и здоровья. Сегодня состояние здоровья детей, которые проживают не только в Орловской области, но и во всей стране вызывает определенную тревогу», - отметил Алексей Медведев, директор Университетской клиники ОГУ имени И. С. Тургенева.

Доклад команды опорного вуза вызвал большой интерес у участников «Острова 10-22» - были обсуждены различные стороны реализации этого проекта.

В рамках образовательного интенсива сотрудники ОГУ имени И. С. Тургенева посетили в Сколково кластер «Биомед», на базе которого недавно был открыт симуляционно-аккредитационный центр. Здесь были представлены разработки российской компании «EIDOSmedicine»  по производству медицинских симуляторов.

«Симуляционные технологии нужны не только для аккредитации, но и для процесса обучения специалистов. У нас остались очень хорошие впечатления, поэтому мы надеемся на плодотворное сотрудничество с компанией «EIDOSmedicine», - рассказал Андрей Вашунин.

Темы: Жизнь университета Инновации