Кампус «Кадры для цифровой промышленности» (Обновляемая)

10.07.2019

 


Группа "ВКонтакте"  - Кадры для цифровой промышленности


От теории к практике

Продолжает свою работу проект многопрофильного многофункционального кампуса «Кадры для цифровой промышленности» на базе Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Сегодня у участников было много новых тем для изучения.

С самого утра начался учебный процесс, подкрепленный применением знаний на практике. Первая лекция была посвящена программированию беспилотников. Своими впечатлениями поделилась самая младшая участница проекта Мария Преснецова: «Сегодня мы разбирали различные коды для программирования. Наши преподаватели объясняют все очень доступно, но даже если что-то непонятно, ребята из команды всегда помогают мне».

Во время перерыва нам удалось пообщаться с ассистентом Института приборостроения, автоматизации и информационных технологий Андреем Ветровым: «На сегодняшнем занятии мы с ребятами изучали взаимодействие между квадрокоптером и видеокамерой. У всех есть потенциал, конкурсанты упорно работают. Но, как и везде есть те, кто схватывает на лету, и те, кому требуется время, чтобы понять и разобраться в свежем материале».

Лётная практика позволяет участникам воспользоваться полученными на лекциях знаниями и развить новые умения, а также лучше разобраться в работе.

 «Сегодня был очень насыщенный день. Я научился создавать программы для беспилотников. Узнал много нового, в том числе что такое микропроцессор и его разновидности», - рассказывает Петр Паршкин, ученик 11 класса гимназии №1 ОГУ имени И.С. Тургенева.


Образовательную программу разнообразили веселыми эстафетами

Стартовала вторая неделя проекта многопрофильного многофункционального кампуса «Кадры для цифровой промышленности». В первой половине дня участников ждали лекционные и практические занятия, а после полудня привычный формат несколько изменился: ребятам предстояло пройти ряд эстафетных площадок.

Ребята участвовали в соревнованиях сплоченными командами, сформированными с первых дней кампуса. Названия и девизы громко звучали по первому же вопросу организаторов.

«Состязания в игровом формате необходимы для сплочения конкурсантов, они учатся доверять друг другу, выявляются их слабые сильные стороны. Все это необходимо для успешного прохождения соревнований в августе», - рассказывает Андрей Сёмин, тим-лидер, студент второго курса Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, направления подготовки «Управление в технических системах».

Всего в эстафете было предусмотрено шесть станций. Главный критерий оценки: время, за которое выполнено задание и качество проделанной командной работы.

Первая станция называется «Болото». Здесь ребята должны пройти все необходимые круги, которые нарисованы на полу и выполнить определенные действия. Это нужно сделать, взявшись за руки и опираясь друг на друга.

Следующая станция «Соточка»: больше развлекательный участок. Задача участников как можно больше раз попасть мячом по воротам, где закреплены баллы. Чем выше уровень таблички, тем больше очки. При этом здесь прослеживается командная работа, ведь чем быстрее они поймают мяч и вернут его в исходное положение, тем быстрее следующий человек отправит его в цель.

 Двигаемся дальше: «Лава» – по аналогии с известной фразой «пол – это лава». Ребятам нужно поместиться в небольшом квадрате на полу: чем больше участников, тем меньше квадрат. Далее станция «Водопад», на которой необходимо проявить ловкость и в то же время осторожность, Перелить воду из одного стакана в другой без помощи рук задача не из легких. Цель: пролить как можно меньше жидкости.

На следующей станции каждый участник мог почувствовать себя спецагентом, выполняющим секретное задание. «Паутинка»: не касаясь оградительной ленты, не проронив ни слова пройти небольшой участок. За любое нарушение правил все начинается сначала.

На полу лежат листы бумаги, на которых напечатаны буквы. На станции под названием «Словонос» ребятам нужно положить на каждый лист предмет, начинающийся с этой буквы.

Финальное испытание - «Эстафета»: здесь члены команды поочередно передают друг другу мяч то сверху, то снизу. Усложняется задание тем, что при этом им необходимо хором исполнять песню.

Как уже было сказано выше, время – главный критерий оценки. Та команда, участники которой быстрее всех справлялись с поставленной задачей и становится победителем. Но у ребят была возможность изменить свой результат в лучшую сторону путем отработки: дополнительных заданий, которые придумывали сами испытуемые и координатор станции. В ход шли все возможные способности и таланты: пели песни, садились на шпагат, ходили гуськом, вставали на мостик, играли роли Ромео и Джульетты на современный лад, инсценировали картину «Опять двойка» и даже танцевали вальс. Победителями конкурса и счастливыми обладателями сладкого приза стала команда «Geek Eagles».

Родион Дмитриев, ученик 11 класса гимназии №1 ОГУ имени И.С. Тургенева поделился своими впечатлениями: «Сегодняшняя игра мне очень понравилась. Мы повеселились от души. Я думаю, что у нашей команды «Градусы» есть все шансы на победу».

 

 

Пост сдал – пост принял, а также знакомство с членами команд

Сегодня в преподавательском составе многопрофильного многофункционального кампуса «Кадры для цифровой промышленности» на базе Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева произошли некоторые изменения. Лектор Виктор Михеев, завершив свой курс теоретических и практических занятий, уехал. На смену ему в опорный вуз приехала его коллега из компании «Геоскан» Елена Никитина.

Елена рассказала, что сегодня ребята под ее руководством уже полным ходом готовятся к августовским соревнованиям. Первое занятие было посвящено программированию.

«Мы отлетали тестовое занятие. Для успешных полетов участникам была предоставлена возможность поработать с настоящим оборудованием. Сейчас они делают такую же сборку, с которой мы работали на тестовом занятии. Это очень непростая задача, требующая инженерного мышления. Я считаю, что участникам нужно давать как можно больше практики, которая, конечно, будет сопряжена с их ошибками. Без этого никуда. Далее они будут загружать программы в свои сборки. А вот полетит или нет – увидим», - рассказала Елена Никитина.

 

Напомним, все конкурсанты кампуса разделены на 10 команд по 6-7 человек в каждой. Во время перерыва удалось пообщаться с представителем команды «Dragon flying», учащимся школы №12 города Орла Александром Шароновым.

- Сегодня завершается уже четвертый день проекта. Что запомнилось тебе больше всего за эти дни?

- Больше всего меня впечатлило обучение нейронной сети и наблюдение за тем, как она реагирует. Также мне понравилось внедрять сеть в процессор квадракоптера.

- Если бы у тебя была возможность отказаться от участия в проекте еще до его начала, зная, как все будет проходить, какое решение бы принял?

- Я бы не отказался. Это совершенно точно. В кампусе я узнал очень много нового. Мне нравится, что в процессе обучения задействовано 100% нашего времени. Даже после возвращения домой в конце дня, сажусь и изучаю нейронные сети.

- Оказал ли влияние проект на твои мысли о выборе будущей профессии?

Однозначно да. Обучение повлияло на мое ощущение техники. Раньше я боялся нейронных сетей, считал их освоение чем-то нереальным. Сейчас в серьез задумываюсь над тем, чтобы связать свою жизнь с нейронными сетями.


03.07

День трехмерного моделирования

Сегодня участникам проекта многопрофильного многофункционального кампуса «Кадры для цифровой промышленности» рассказали о трехмерном моделировании.

Первая половина дня была посвящена работе с программным обеспечением. Одно из заданий для конкурсантов – проектирование объектов, которые впоследствии «увидит» квадракоптер. Руководитель мастерской в «Технограде» на ВДНХ Виктор Михеенко провел лекцию «Получение модели из облака точек». Он познакомил ребят с двумя программными обеспечениями. Одна из программ является универсальной, внеся в нее необходимые характеристики, в ней можно работать даже с собственноручно спроектированными машинами. Вторая - заточена только под аппараты определенной марки.

«Сегодня я рассказал ребятам о трехмерном моделировании. Полученные модели часто имеют определенные дефекты: дыры, незакрытые места, впадины или выпуклости. Все эти несовершенства необходимо устранять в процессе постобработки. Я показал алгоритм действий, чтобы ликвидировать неточности. Многие ребята уже были знакомы с процессом 3D моделирование, им давалось это легче. Надеюсь, что в августе, когда у них начнутся соревнования, они с успехом применят все знания на практике», - рассказал Виктор Янович.

Своими впечатлениями от лекционных и практических занятий второй половины дня поделилась студентка второго курса Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева по направлению «Автоматизация технических процессов и производств» Анастасия Комолова:

«Мне очень понравилась лекция «Основы радиосвязи для БВС», которую провел для нас доцент кафедры электроники, радиотехники и систем связи Венедикт Донцов. Я обучаюсь на кафедре автоматизации и радиосвязь несколько не моя тема, но материал был преподнесен весьма доступно. Теперь мы знаем, что беспилотник в процессе работы связывается не только с телефоном с помощью сети Wi-Fi, но и с пультом управления. Сегодня я открыла для себя радиосвязь. Таким образом, лекция для меня стала познавательной, увлекательной и интересной».

Далее ребятам предстояло практическое занятие «Обучение простейшей нейросети «от и до». Предыдущие два дня для них проходил теоретический курс лекций в этой области. Сегодня участники проекта перешли к практике, окунувшись в работу с программами нейросетей.


02.07

В Орловском государственном университете им. И. С. Тургенева продолжает работу проект многопрофильного многофункционального кампуса «Кадры для цифровой промышленности». В первой половине дня участники проходили обучение на лекциях «3-D моделирование и фотограмметрия в Metashape Standard» и «Знакомство со сверточными нейронными сетями (CNN)».

Ведущий программист-аналитик фирмы «Элвис» Илья Оводов рассказал о том, как проходили теоретические занятия:

 «Я учу ребят основам работы с нейронными сетями. Сегодня был проведен курс из четырех лекций, охватывающий и основы, и практическое применение в решении задач на производстве. Конечно, у всех участников разный уровень подготовки, но один великий физик сказал, что если ученый не может объяснить 5-летнему ребенку, то чем он занимается, то он вовсе и не ученый. Я имел фору, ведь передо мной были явно не 5-летние дети, а те, кто имеет интерес к науке и технике. Было сложно ориентироваться из-за разного уровня подготовки обучающихся, но обратную реакцию получить удалось, что не может не радовать».Своими впечатлениями о третьем образовательном дне многопрофильного многофункционального кампуса «Кадры для цифровой промышленности» поделился учащийся гимназии №1 ОГУ имени И.с. Тургенева, Родион Дмитриев:

«Сегодня у нас были очень интересные лекции об искусственном интеллекте и нейросетях, а также уже начались и практические занятия, на которых мы летали на беспилотниках и снимали объект. В последующем нам будет необходимо составить 3-D модель этого объекта. Для меня сегодняшний полет на квадракоптере всего  второй в жизни. Хотелось бы отметить, что темы на занятиях рассматриваются очень сложные, но преподаватели доступно преподносят информацию для каждого из нас».В конце дня ребята практиковались в ведении беспилотников. Руководитель мастерской в технограде на ВДНХ Виктор Михеенко рассказал о том, что во второй день летной практики конкурсанты занимались не просто управлением аппаратов, но и съемкой видеоматериалов для дальнейшей обработки.

 «Сложность состоит в том, что участники проекта имеют крайне малый опыт в управлении беспилотниками, а у многих и вовсе его нет. Конечно, есть ребята, которые имеют задатки, они быстро схватывают и быстро адаптируются. В среднем, это каждый четвертый, что, несомненно, является прекрасным результатом», - добавил Виктор Михеенко.

Темы: Наука Жизнь университета Инновации