В университете прошел мастер-класс по рисованию песком

06.04.2019

В опорном университете прошел обучающий семинар для специалистов города Орла, работающих в школах, детских садах, консультационных центрах. Заседание прошло в рамках открытой дискуссионной площадки психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса - новой педагогической трибуны, предоставляющей возможность работникам образования обмениваться мнениями, аргументировать точку зрения и получать ответы на интересующие их вопросы, обсуждать проблемы современного образования в полемике с коллегами и приглашенными экспертами. В этот раз семинар был посвящен технологии применения на практике метода sand-art. Лектором стала Ольга Никитина, руководитель секции рисования песком, Ассоциации Песочной Терапии, супервизор и член Совета Ассоциации Песочной Терапии в Санкт-Петербурге, преподаватель ИПП Иматон, педагог-психолог высшей категории ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.


Важно!

Метод sand-art применяется в работе педагогов и психологов, а sand-art терапия – в работе психологов-консультантов.


«Sand-art – хороший инструмент-помощник в работе специалистов, педагогов и психологов. При помощи песочных столов и песка можно помочь детям, имеющих какие-то проблемы развития. Например, речевые – на подобных столах очень хорошо развивается мелкая моторика. Далее благоприятный эффект воздействует уже на всего ребенка, на его познавательные функции, память, внимание, мышление», – комментирует Ольга Никитина.

При работе на световых столах многие проблемы и трудности детей решаются наиболее эффективно. При этом речь идет не только о детях дошкольного возраста, но и о младших школьниках, испытывающих проблемы в учебе. С помощью столов также можно помочь детям, имеющим ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности.

Кроме этого, существуют технологии по разрешению различных психологических проблем. При этом используется уже песочная терапия.

«Если есть какие-то трудности в развитии коммуникативных навыков, или самооценке, детско-родительских отношениях – в любых личностных и межличностных проблемах тоже при решении этих проблем можно использовать световые столы и планшеты. Так, с помощью песочных столов можно корректировать и диагностировать. Есть технологии и упражнения, о которых я и рассказывала слушателям семинара», – рассказывает Ольга Никитина

В работе используется специальный песок – кварцевый мелкой фракции (0.1-0.2). Это не только особые тактильные ощущения, такой песок помогает создавать картины. Например, более крупный создает более «объемный» массажный эффект, однако из него довольно сложно сделать рисунок.             

При начале работы со световым столом можно выбрать цвет подсветки (существует целое направление под названием цветотерапия, – прим.ред). Тот цвет, который выбирает человек, может психологу интерпретировать состояние пациента. Нередки ситуации, когда люди сами говорят о своем «плохом» настроении и состоянии, и специалист подбирает им «расслабляющий» цвет, который поможет снимет напряжение и возбуждение.

С каждым годом метод sand-art становится все более популярным. Ещё в 2011 году, когда Ольга Никитина выступала на саммите психологов в Санкт-Петербурге, практически ни в каких источниках нельзя было найти информации о том, что песочное рисование применяется в психолого-педагогической практике. Песочная анимация как искусство, конечно, было развита давно. Но как средство работы педагогов и психологов – массово не встречалось.

Чуть позже многие инициативные специалисты, параллельно с Ольгой, начали разрабатывать технологии и методики, которые были успешно апробированы. Так, сформировался интерес, который привел к тому, что в 2019 году песочное рисование стало популярным не только в столицах, но и в регионах.

Существует всероссийский проект «Песочное закулисье», который широко представлен в самых разных уголках России. Песочные студии из 14 городов за прошлые два года принимали проект –каждая из них представляла свои работы в виде фотопланшетов, тем самым формируя одну большую выставку. Картины и рисунки с 2017 года курсировали по стране, а их путь закончится в уже в апреле в Самаре.

Это некая популяризация песочного рисования как метода, рассказ о возможностях для населения с целью развенчивания мифов. Сложилось ошибочное мнение, что песочная анимация лечит детей, у которых диагнозы ДЦП или аутизм. На самом деле, лечение не происходит, но многие специалисты, работающие с такими ребятами, используют световые планшеты и песок для коррекции, например, эмоционального поведения, мелкой моторикой. Неоднократно доказано, что руки у детей легче расслабляются при рисовании песком, нежели обычной ручкой по бумаге.

Более того, рисовать на световом столе – настоящая магия, потому что получить такую картину любым другим способом просто невозможно.


Открытая дискуссионная площадка будет и в дальнейшем приглашать различных экспертов профильных областей для обмена опытами с орловскими специалистами.

Темы: Образование