Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Международная конференция «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы»

15.11.2018

Международная научно-практическая конференция «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы» проводится в Орловском государственном университете им. И.С. Тургенева впервые.

«Как вы знаете, объединенный опорный вуз основан на базе классического и технического университетов. В связи с этим было особенно интересно посмотреть в ретроспективе на насущные проблемы среднего образования, и уже с опытом определить перспективные направления деятельности», – рассказывает Марина Алдошина, директор Центра по взаимодействию с Российской академией образования

Такой интерес появился не случайно – современный мир стремительно меняется, и люди в нём не стали исключением. Сегодняшние студенты отличаются от своих коллег из прошлого. И речь далеко не о гаджетах – изменилось мышление, подход к образованию и обучению в целом, произошла переоценка ценностей. Именно поэтому образовательные учреждения должны скорректировать не только векторы развития своих образовательных программ, но и их идейное наполнение.


Организаторы подчеркнули, что все усилия были направлены на то, чтобы конференция имела практико-ориентированные результаты, а теоретические выкладки и исследования были реализованы в конкретном образовательном процессе и в средне профессиональных, и в высших образовательных организациях.


Участниками конференции стали заинтересованные профильные эксперты – специалисты, занимающиеся на научном уровне проблемами профессионального образования, из регионов России: Москвы, Калуги, Белгорода, Брянска, Тулы и многих других. Зарубежные профессионалы также присоединились к обсуждению – представители Чехии, Словакии, республики Мали. 

На открытии Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы» участников поприветствовал Сергей Радченко, проректор по научно-технологической деятельности и аттестации научных кадров:

«Наше образование сейчас не ругает только ленивый. При этом все хотят его получить. Поэтому не все так страшно. Конечно, было сделано немало ошибок, в том числе при переходе на Болонскую систему – стоило совершать такие действия чуть более обдуманно и сохранять традиции, существовавшие в нашей стране десятилетиями. […] Педагогика и образование в целом – это то, что сохраняет человеческую цивилизацию как таковую. Можно бесконечно спорить о важности тех или иных профессий, но профессия учителя стоит отдельным столпом. Так что нужно решать все проблемы, касающиеся образования. И я надеюсь, что наше мероприятие внесет полезный вклад в их разрешение».


Участников приветствовала и Светлана Чистякова, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, академик-секретарь Отделения профессионального образования РАО, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО:

«Уважаемые коллеги, я рада присутствовать на вашей конференции. Очень приятно и правильно, что мы сотрудничаем вместе: Российская академия образования и опорный университет. И то, что на базе ОГУ создан центр академии –  важно для совместных контактов и продвижения науки и практики в профессиональном образовании.

Я хотела бы вас поприветствовать от имени исполняющего обязанности президента Российской академии образования Юрий Зинченко. Я не могу не воспользоваться случаем и не сказать огромное спасибо Марине Ивановне [Алдошиной], которая приложила огромное количество усилий для организации данной конференции. Очень приятно, что здесь много молодежи – именно им мы будем передавать знания и вместе будем учиться на ошибках».


От имени губернатора Орловской области с открытием конференции поздравил заместитель председателя Правительства по внутренней политике Вячеслав Ерохин. Он передал слова руководителя региона:

«В современном мире ценность профессионального образования трудно переоценить. В век информационных технологий, сложных вызовов к национальной безопасности и глобальной конкуренции резко возрастает потребность в высококвалифицированных кадрах. Президент поставил задачу в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования и добиться качественных изменений в подготовке студентов. Прежде всего по передовым направлениям технологического развития. Как подчеркнул глава государства, российская система подготовки кадров должна соответствовать лучшим в мире, а также задавать мировые стандарты. Решение этой задачи требует консолидации сил всех участников образовательного процесса – государства, регионов, образовательных организаций. Усиление взаимодействие науки и образования с производством, непосредственно формирующих заказ на специалистов, создание условий для непрерывного профессионального роста».


После приветственных слов началось пленарное заседание, в рамках которого участники обсудили актуальные вопросы, в том числе связанные с профессиональным образованием и его корреляции с высшим. Были зачитаны доклады, касающиеся проблемного поля:

  • Вызовы ХХI века и профессиональное образование.
  • Историко-педагогические проблемы современного образовательного процесса. 
  • Содержание профессионального образования в условиях его стандартизации.
  • Актуальные проблемы проектирования и реализации технологий профессионального образования.
  • Современное цифровое образовательное пространство. 
  • Профессиональная ориентация школьников и довузовское образование.
  • Практика и перспективы развития дополнительного профессионального образования.
  • Воспитательное пространство университета.
  • Непрерывность как стратегия современного профессионального образования при взаимодействии науки, образования и производства.

Одна из проблем, затронутая в рамках конференция, заключается в том, как профессионально ориентировать растущую личность в момент выбора будущей профессии. Как оказалось, это фундаментальная проблема, основанная прежде всего на стереотипном мышлении – сейчас высшее образование «цениться» выше, чем профессиональное. И это в корне не правильное мнение: дело в том, что огромное количество компетенций студент может получить в рамках среднего образования, что даст ему множество преимуществ.


Часто бывает, что родители настаивают на выборе именно высшего образования, подчиняясь мнению о том, что именно оно является «путевкой в жизнь». Современный мир, в том числе и бизнес, не зациклен только на документах, подтверждающих квалификацию или научную степень – огромную роль играет именно набор ключевых компетенций. Опорный вуз работает в этом поле – уже несколько лет на базе ОГУ им. И.С. Тургенева успешно функционирует Школа будущих профессий. Данный проект направлен на знакомство школьников с перспективными направлениями, «трендовыми» специальностями с целью профориентирования будущих абитуриентов.


«Я всегда говорю, что Школа будущих профессий – это среда действия. Каждый ребенок может попробовать себя в самой разной сфере, ради эксперимента. И в конце концов определить, хочет ли он этим заниматься в будущем или нет. Мы ратуем за то, чтобы каждый выбор ребенка был осознанным. Да, он может формировать в среде – например, династия врачей всегда будет стремиться отдать ребенка в медицину. И если этот выбор действительно сделан ребенком, это замечательно. Наша задача – формировать гармоничную личность, которая сможет выполнить самые сложные задачи», – рассказывает Алена Уварова, директор департамента инновационной политики.


После пленарного заседания началась работа мастер-классов, секционных площадок и профильных встреч со специалистами. Отдельно отметим, что участие в них приняли и студенты опорного университета.


В рамках конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы» также состоялась лекция профессора Моники Завиц, которая осветила понимание брака в исламской теологии, особенно остановившись на различиях в понимании брака в двух основных направлениях ислама – суннизме и шиизме. Второй проблемный блок лекции был посвящен отношению в современном исламе к репродуктивным технологиям (искусственной инсеминации, суррогатному материнству, экстракорпоральному оплодотворению и др.). Особый интерес у студентов вызвал исламский подход к гендерной проблематике.

По окончании лекции состоялась встреча Моники Завиц с преподавателями и сотрудниками кафедры теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности, в ходе которой обсуждались особенности преподавания теологии в России и в Словакии.


Международная научно-практическая конференция «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы» – это новый этап развития понимания современного профессионального образования не только в России, но и во всем мире. Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева совместно с Российской академией образования и всеми заинтересованными организациями и специалистами нацелены выполнить поставленные перед ними руководством страны задачами по возвращению российского образования на лидирующие позиции.

Темы: Наука Образование Международная деятельность