«Внутреннее предпринимательство» – новая программа Бизнес-парка

04.12.2017

«Внутреннее предпринимательство» – новая программа Бизнес-парка. Организаторы программы решили посмотреть на предпринимательство несколько шире – не только с точки зрения создания собственного бизнеса, но и как развитие предпринимательских навыков у сотрудников предприятия на основе анализа деятельности и выявления потерь прибыли. Именно поэтому в современных реалиях работодатель заинтересован, чтобы его сотрудники обладали такими компетенциями, которые помогут найти проблемы в компании, решить их и увеличить доход.

Как рассказывает Алена Уварова, директор департамента инновационной политики ОГУ им. И.С. Тургенева, идея создания такой образовательной программы пришла после общения с руководителями малых и средних предприятий региона. Дело в том, что в регионе бизнес представлен по большей частьи развивающимися компаниями, которые вынуждены наращивать прибыль.

«Тут и родилась идея уйти не в конвейер стартапов, а во внутреннее предпринимательство. Мы создали условия, разработали определенную методологию, которая позволит руководителям компаний повысить результативность их бизнеса», – рассказывает Алена Ярославовна.

Создатели образовательной программы решили обратиться к зарубежному опыту и взять его за основу. Но оказалось, что европейский опыт основывается на клиентоориентированном менеджменте, который нельзя превратить в полноценную методологию. 

«Да, действительно, такое направление было развито за рубежом еще с 80-ых годов, но и там было не все гладко – не было методов, которые оказались бы полезными для нас. А в России таких программ практически нет. Поэтому мы разработали собственную методологию, взяв за основу лучшие практики корпораций и мой личный опыт», – рассказывает Андрей Кондауров, руководитель компании ROFF, один из авторов образовательной программы.

После окончательной проработки программы внутреннего предпринимательства, организаторы рассказали о ней орловским бизнесменам на тренинге «Генерация бизнес-идей». Руководители малого и среднего бизнеса заинтересовались новым направлением, которое в корне отличается от обычных программ по повышению квалификации, и не только направили на обучение своих сотрудников, но и сами приняли участие.

Еще одна особенность программы – участники должны были не только получить знания о методологии увеличения прибыли, но и отработать ее в период обучения на своем предприятии, при этом продолжая работу по своим прямым обязанностям в компаниях. Из-за определенных сложностей, связанных с тем, что многие сотрудники никогда не занимались предпринимательством, необходимо было представлять результаты отработки методологии на своем предприятии в жесткие сроки, не все смогли добраться до финального этапа – 10 из 14 зарегистрированных команд дошли до итоговой презентации своего проекта. Однако и это очень много – организаторы рассчитывали на гораздо меньшую цифру.

Защита проходила в 2 дня. Участники представляли свои проекты экспертам из бизнес-сообщества области, сотрудники которых участвовали в программе внутреннего предпринимательства. По итогам презентации руководители предприятий и организаций выносили вердикт – готов ли бизнес-проект к интеграции в производство или он требует определенной доработки.

Участники, которые добрались до заключительного этапа, представляли самые различные предприятия – были и заводы региона (Орловский кабельный завод, Орловский завод бурового инструмента и оборудования), IT- компании, например, Ростелеком, начинающие стартапы и даже БУЗ ОО «Детская поликлиника № 1». Каждая команда должна была изучить жизненный цикл своего клиента, выявить проблему, из-за которой компания теряет прибыль и решить ее таким образом, чтобы не только минимизировать потери, но и обратить ее на пользу.

Так, сотрудники Орловского завода бурового инструмента и оборудования представили разработку технологии, которая улучшит износостойкость детали «собачка» в три раза. По предварительным оценкам, это не только увеличит доходы предприятия, основным товаром которого являются запасные детали, но и вернет доверие клиентов, которые на данный момент уходят к конкурентам.

«Это обучение показало нам, что не нужно работать по течению, необходимо прогнозировать, смотреть на несколько шагов вперед, вводить корректировки заранее, – поделился мнением ведущий технолог ОЗБИО Сергей Фимин.


Несмотря на то, что команды дошли до защиты, самая ответственная часть их ждет впереди – стадия внедрения. Участники программы должны продолжить сбор аналитики, корректировать и изменять структуры компании, чтобы полноценно прочувствовать результат обучения. Ведь, по сути, в рамках обучения по внутреннему предпринимательству команды строили гипотезы и предположения, которые нужно опробовать на практике.

Однако есть и такие предприятия, которые в процессе работы по программе получили конкретный результат. Ирина Крайняя, руководитель центра тренингов «Душа города», рассказала о своих успехах:

«Я очень довольна. Дело в том, что мы уже в ходе программы внедрили наш проект примерно на 70 процентов по рассказанным нам методикам. У нашей компании сразу пошел прирост и клиентов, и доходов. Если кто-то и думал о том, получится ли успешно внедрить проект, то мы сразу, на практике, получили результат».

Развитие программы внутреннего предпринимательства не остановится на достигнутом. Следующим этапом станет онлайн курс. Организаторы поняли, какие методики сработали в рамках обучения и какой контент необходимо создавать для распространения в режиме онлайн.

Третьим этапом станет трансляция знаний как в Орловский опорный университет, так и в другие регионы.

«Это позволит нам позиционировать наше экспертное сообщество. Опорный университет является центром притяжения предпринимателей, ученых, экспертов, консультантов, которые могут анализировать процессы, происходящие в рамках внутреннего предпринимательства и масштабировать их в другие регионы», – рассказала Алена Уварова.

Так как в обучении участвовали руководители, сотрудники и студенты, организаторы программы подведут итоги, рассмотрят статистику и обратную связь с целью выявления ключевых результатов – от точки отчета и до окончания программы. Эта аналитическая база станет основой для новых программ обучения по трем группам участников, для того чтобы каждая из них обладала компетенциями для реализации конкретных управленческих решений.

Еще один этап – формирование базы знаний для решения конкретных проблем компаний региона. И это ключевой аспект для развития не только бизнеса, но и области в целом. Все проекты, которые были представлены в рамках обучения по программе внутреннего предпринимательства, направлены на улучшение жизни клиентов – будь то оперативное исполнение заказов Орловского кабельного завода или предоставление востребованных клиентом платных услуг в Детской поликлинике №1. Если компании развиваются, то происходит создание новых рабочих мест и увеличение налоговых отчислений в казну региона.

«Только подобные программы и могут помочь улучшить экономику региона, – сказал Андрей Кондауров, – Все дело в том, что есть так называемые стартап акселераторы, которые направлены на создание новых бизнесов, а не на улучшение существующих. Статистика там очень плачевная – из 100 запущенных проектов 90-95 гибнет. Если мы говорим о внутреннем предпринимательстве, из 14 проектов 10 вышли на защиту. При этом команды четко понимают, где, что и когда они сделают, чтобы повысить прибыль. А это больше налогов для региона и улучшение сервиса для клиентов. Так что только такие образовательные программы будут давать результаты».

Несмотря на то, что не все проекты поддержали эксперты, вектор развития определен, есть куда стремиться. По итогам программы каждый из участников остался доволен – новые знания повлияли не только на компанию, но и на мировоззрение.

«Оно того стоило», – резюмирует Илья Киселев, инженер-технолог ОЗБИО.

Темы: Образование Жизнь университета Инновации