Приёмная комиссия:

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Приёмная ректора:

+7(4862)751-318

ВНПК «Проблемы, тенденции и перспективы развития школьного исторического образования»

15.04.2021

Проблемы изучения истории в школе вызывают бурное обсуждение в средствах массовой информации и в Интернете. Часто приходится слышать негативные, критические высказывания на эту тему. А между тем интерес к истории у школьников не угасает — это показывают олимпиады и творческие конкурсы, участие их в патриотических акциях.

Отвечая на запрос времени, ученые исторического факультета выступили организаторами Всероссийского круглого стола «Проблемы, тенденции и перспективы развития школьного исторического образования» и 14 апреля 2021 г. провели научную дискуссию с точки зрения специалистов, непосредственно участвующих в процессе преподавания истории в школе и в вузе — педагогов, которые каждый день преподают историю и готовят специалистов в сфере исторического образования. Актуальность научного диалога обусловлена требованиями современного общества к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям российской истории, развитием отечественной и мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний; поиском инновационных способов решения задач воспитания гражданственности и патриотизма, развития познавательных и социально-значимых компетентностей обучающихся. К диалогу подключились коллеги Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранска) ФГБОУ ВО Московской области, Государственного гуманитарно-технологического университета Московской области.

Разговор был начат доктором исторических наук, профессором Воронковой И.Е. с обсуждения Концепции преподавания истории и способов её реализации в условиях современной школы. Чувардин Г.С., доктор исторических наук, профессор говорил о вызовах ХХI века системе исторического образования в контексте тенденций развития современного мира. Свечникова С.В., кандидат исторических наук, доцент подняла проблему о безопасном поведении школьников в интернет-пространстве в системе школьного образования, особое внимание обратив на профилактику экстремистских проявлений среди обучающихся образовательных учреждений и опыте работы кибер-дружины исторического факультета. О задачах и системе подготовки и переподготовки учителя истории для современной школы говорили специалисты: Абинякин Р.М., Воронкова Л.В., Дудина Е.Ф. Опытом работы по подготовке современного учителя истории поделились коллеги Волкова М.С., Тимохина Т.В., Бурковская Т.В. кандидат педагогических наук, доцент говорила о роли независимой оценки квалификации как показателя конкурентного преимущества современного учителя и о способах определения квалификационных дефицитов.

На основе обобщения мнений участниками круглого стола были сделаны следующие выводы:

  • историческое образование базируется на богатом наследии. Преподавание истории в современной российской школе имеет давние традиции. Система школьного исторического образования, научная методическая школа имеют неоспоримые достижения. В этой связи наибольшую актуальность приобретает проблема соотношения традиций, преемственности, с одной стороны, и новаций - с другой.
  • история России является основой для формирования у молодого поколения общероссийской идентичности, патриотизма, уважения к пути, пройденному предшествующими поколениями, историческому наследию и духовным традициям; основой для обеспечения защиты исторической правды; средством воспитания у молодых людей чувства сопричастности к судьбе страны, активности и ответственности гражданина;
  • историческое образование и преподавание истории в школе испытывают наибольший объем как социальных воздействий, так и реформирующих изменений. Изменяются цели  и задачи, ценностные основания, содержание и технологии исторического образования. Решить поставленные временем задачи невозможно без коррелирующих изменений в подготовке и повышении квалификации учителей истории;
  • целью подготовки современного учителя истории является формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике в работе с детьми и подростками;

На основе анализа опыта подготовки учителя истории участники круглого стола назвали основные пути подготовки специалистов к реализации задач Концепции преподавания истории в современной школе:

  • совершенствование подготовки учителей истории, особенно в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в современной социальной и информационной среде, в том числе в дистанционном формате с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие форм образования, содействующих интеграции преподавания истории в социокультурную среду (историческую и современную). Это развитие форм музейной педагогики, с активным включением историко-краеведческих и других музеев, археологических Центров, включение в образование широкого спектра дисциплин культурологической направленности;
  • обращение к системе ценностей, связанных с национально-культурными традициями, с общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения с целью формирования целостного духовного мира молодого человека через освоение им этнокультурных, общенациональных (российских), общечеловеческих (планетарных) ценностей, выработанных в ходе исторического развития, и приобретение опыта самоопределения по отношению к ним.

Темы: Образование

Хэштеги: