НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ФАКУЛЬТЕТА


 

Научная школа «Биологии и селекции косточковых плодовых культур», возглавляемая Заслуженным деятелем науки РФ, Заслуженным работником культуры РФ, доктором сельскохозяйственных наук, профессором Аделиной Фроловной Колесниковой.

Определены главные направления селекции косточковых культур, разработаны новые методы, ускоряющие селекционный процесс и повышающие его эффективность. В последние годы активно развиваются генетико-биотехнологические методы селекции.

В результате многолетних исследований совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом селекции плодовых культур выведены и занесены в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений Российской Федерации 18 новых сортов вишни, 1 сорт черешни, 4 сорта сливы, 1 сорт абрикоса, 7 подвойных форм для вишни и черешни. Защищены 10 кандидатских и 1 докторская диссертация.

Научная школа «Теоретические основы и практическое применение сорбционных материалов в анализе природных и технических объектов». Руководителем научной школы является Заслуженный работник Высшей школы РФ, доктор химических наук, профессор Эмма Рафаиловна Оскотская.

Тематика научной школы относится к приоритетным направлениям развития науки и техники РФ. Цель работы - исследование физико-химических и аналитических параметров сорбции токсических веществ новыми эффективными функциональными материалами различной природы, установление закономерностей, позволяющих осуществлять целенаправленный синтез новых перспективных сорбентов; разработка и внедрение комбинированных высокочувствительных методик определения содержания токсических веществ в природных и технических объектах.

Успешно работает аспирантура по специальности 02.00.02 - аналитическая химия, направление подготовки 04.06.01 Химические науки. Представителями научной школы успешно защищено 1 докторская и 11 кандидатских диссертаций.

Научная школа «Регуляция роста и развития растений». Руководителем этой научной школы является Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник Высшего профессионального образования РФ, доктор биологических наук, профессор Тамара Ивановна Пузина.

Тематика исследований научной школы лежит в одном из приоритетных направлений современной физиологии и биохимии растений – изучение механизмов регуляции роста и развития растительного организма в оптимальных и стрессовых условиях среды. Изучается гормональный статус растения, функциональная сопряженность фитогормональной и антиоксидантной систем регуляции физиологических процессов, физиолого-биохимические аспекты действия фенольных соединений. Работает аспирантура по направлению подготовки 03.01.05 – физиология и биохимия растений. За последнее время защищены 2 докторские и 3 кандидатские диссертации.

Научная школа: «Эколого-гигиенические факторы риска среды обитания и здоровье населения». Руководителем этой научной школы является Почетный работник Высшего профессионального образования РФ, доктор биологических наук, заведующий кафедрой экологии и общей биологии, профессор Галина Георгиевна Ладнова.

Научная школа, сложившаяся на кафедре, активно ведет исследования по одному из важных направлений современной экологии и гигиены – изучению механизмов взаимодействия «человек-окружающая среда» с целью разработки научно-обоснованной системы мероприятий по снижению риска неблагоприятного воздействия комплекса факторов на живой организм. В результате работы школы защищено 9 диссертаций, открыта и успешно работает аспирантура по специальности 03.02.08 – экология.

Научная школа «Растительный покров восточно-европейской лесостепи, его генезис и охрана». Возглавляет Почетный работник Высшего профессионального образования РФ, доктор биологических наук, профессор Радыгина Валентина Ивановна.

Деятельность научной школы направлена на решение фундаментальной ботанической проблемы, связанной с исследованием растительного покрова европейской части России, его генезиса и охраны. Материалы исследований использованы в международной программе Jldis (Англия), при создании Базы данных бобовых флоры стран СНГ и при написании «Atlas Flora European» (Хельсинки). Дано научное обоснование открытия национального парка «Орловское Полесье», действует аспирантура по специальности 03.02.01 – Ботаника. Защищены 2 докторские и 4 кандидатские диссертации.

Анна Михайловна Сараева, кандидат педагогических наук, профессор положила начало становлению нового научного направления по проблеме регионального исследования географии Орловской области.

Основная проблематика исследований:

  • изучение природных условий и естественных ресурсов региона;
  • оценка геоэкологического состояния региона и выработка рекомендаций по его улучшению;
  • изучение проблем трансформации Орловского региона в новых экономических условиях и социальной адаптации населения сельской местности;
  • вопросы краеведения и развития туризма.
Работает аспирантура по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (география) и 25.00.23 – физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов. В результате защищено – 2 кандидатские диссертации.

Научная школа передового педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности школьников». Руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Демьянков Евгений Николаевич.

В 1990 году на факультете была создана школа передового педагогического опыта под руководством к.п.н., профессора Сафроновой О.Г., где была открыта лаборатория «Активизация познавательной деятельности школьников» под руководством к.п.н. , профессора Демьянкова Е.Н.

В 2006 году на ТПС создана лаборатория «Образовательные и педагогические технологии для сельской школы» под руководством д.п.н., профессора Правдюк В.Н.

Современная научная школа «Совместная работа школы и ВУЗа по совершенствованию подготовки учителя биологии» была создана в 2012 году на базе двух лабораторий факультетов ФЕН и ТПС под руководством к.п.н., профессора Демьянкова Е.Н., профессор Правдюк В.П.

Исследования проводятся по следующим направлениям:

  • активизация познавательной деятельности школьников с использованием учебно-познавательных задач;
  • подготовка будущего учителя технологии к работе в сельской школе;
  • подготовка будущего педагога профессионального обучения в условиях инновационной образовательной среды ВУЗа.

В результате работы защищено 12 кандидатских диссертаций.