Кафедра «Теории и методики избранного вида спорта» ОГУ имени И.С. Тургенева обеспечивает совершенствование системы качества учебного процесса и продуктивную профессиональную подготовку студентов в соответствии с современными тенденциями по направлениям профессиональной подготовки:

- 49.03.01 - "Физическая культура";

- 49.03.03 - "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм".

- 49.04.03 - "Спорт".

        Цели и задачи кафедры на 2016-2017 учебный год:

        Направить образовательный процесс на формирование  ценностного отношения  студента  к физической культуре, спорту и туризму, как факторам, обеспечивающим  здоровье, физическую и функциональную подготовку и в целом положительную тенденцию в качестве жизни.

       Создавать целевые установки у руководящего состава вуза  и педагогов на  достижение  у студентов объективных показателей профессиональной подготовки в области физической культуры:  образованности, воспитанности, готовности к физкультурной деятельности.

       Создавать программно-методическое обеспечение образовательного процесса для его соответствия реальным запросам общества, государства, личности.

        Направить на деятельное участие кафедры  и преподавателей в  рейтинговой оценке конечных и промежуточных результатов продуктивности и качества  работы по подготовке специалистов и научных кадров, проведению научных исследований и формированию инновационной основы для развития университета.

        Акцентировать внимание,  методическое обеспечение, формирование мотивации и готовности  преподавателей к применению личностно-ориентированных методик и технологий в работе со студентами в соответствии с целями образования.

        Развивать стратегическое партнерство с различными образовательно-научными структурами.

Основные задачи:

- совершенствование информационно-методического и материально-технического оснащения образовательного процесса;

- подготовка учебно-методического наполнения программ магистратуры 49.04.03 - "Спорт", бакалавриата 49.03.01 - "Физическая культура" и 49.03.03 – "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"; 

- усиление качества профессиональной подготовки студентов в умении подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы учебно-тренировочной работы, деятельности студентов в  туристско-образовательной, рекреационной и реабилитационной направленности; научить определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида;

- создание организационно-педагогических и психолого-педагогических условий для повышения эффективности регламентированных и самостоятельных  занятий физической культурой, спортом и туризмом;

- своевременная реализация рейтинговой системы оценки учебной деятельности студента на факультете ФКС;

- проведение методических и открытых занятий по дисциплинам направлений 49.03.01, 49.03.03, 49.04.03 с применением активных и интерактивных форм в учебном процессе;

-  включение студентов в проектирование содержания образования по внедрению рекреационных мероприятий в повседневную жизнь населения и  организованные формы занятий, самостоятельное проведение мероприятий в условиях природной среды, контроль его эффективности;

- в рамках юбилейных мероприятий для студентов, сотрудников и преподавателей вуза организация и проведение физкультурно-рекреативно-оздоровительного мероприятия «Активный отдых и здоровье»;

- внедрение межпредметных связей в педагогический процесс, включение инновационных педагогических методик и технологий по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса в соответствии с социальным заказом государства;

- привлечение иностранных граждан для обучения по образовательным программам факультета;

- формирование академической мобильности между учеными ведущих вузов: чтение лекций в других вузах и привлечение ведущих ученых к чтению лекций для студентов и преподавателей факультета;

- вовлечение студентов к проведению исследовательской части работ, их участию в студенческих научных конференциях и публикации статей;

- усиление публикационной активности преподавателей: публикация монографий и статей в сборниках статей, в том числе ВАКовских, цитируемых в РИНЦ и информационно-аналитической системе Science index;

- обеспечение инфокоммуникационного взаимодействия студентов и преподавателей в образовательном процессе всех направлений подготовки факультета на основе разработанного сайта поддержки специальности;

- участие аспирантов в решении задач научных исследований, анализа полученных результатов;

- проведение рекреационных мероприятий силами преподавателей и студентов во внутривузовских соревнованиях, на экспериментальных площадках города, вуза, области и страны;  

- формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, искоренению вредных привычек, внедрению в жизнь регулярных занятий физическими упражнениями;

- судейство соревнований силами студентов, преподавателей, в том числе и на английском языке;

- выявление сильнейших спортсменов из числа студентов младших курсов, подготовка к соревнованиям различного ранга, выступление в соревнованиях по различным видам спорта;

- пропаганда в СМИ спортивных мероприятий, рекреативного и туристского характера, съемки видеофильмов и их показ по местному и всероссийскому телевидению: о проекте «Сокровища России» и др. мероприятиях, освещение в газетах и журналах региона и города событий, направленных на  искоренение вредных привычек и пропаганды здорового образа жизни.

    Кафедра с 2014-2015 учебного года готовит бакалавров:

1. По направлению подготовки 49.03.01 - "Физическая культура". По окончанию обучения выпускник получает квалификацию: бакалавр по физической  культуре. Подготовка  бакалавров осуществляется  4 года.

В процессе обучения студенты данного направления подготовки  на 2 курсе обучения имеют право выбора профиля подготовки:

  • "Спортивный менеджмент";
  • "Педагогические основы физической культуры".

По данным профилям подготовки выпускник получает квалификацию бакалавр  физической культуры. Срок обучения 4 года. 

Программа по профилю «Спортивный менеджмент». Данный профиль позволяет выпускнику достичь высоких результатов в профессиональной управленческой деятельности и спортивном бизнесе. На протяжении обучения будущие бакалавры получают знания  и умения в области общего и финансового менеджмента, психологии управленческой деятельности, изучают специфику менеджмента в различных организациях физкультурно-спортивной направленности, маркетинговой деятельности в сфере предоставления физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, научится эффективно организовывать и проводить спортивные мероприятия.

Область профессиональной деятельности:

физическая культура, спорт, организационно-управленческая работа в организациях отрасли «Физическая культура и спорт».

Основные виды деятельности:

педагогическая, тренерская, управленческая деятельность в сфере физической культуры и спорта, научно-исследовательская деятельность в области физической культуры и спорта.

Возможные места трудоустройства:

предприятия и организации любой формы собственности, общественные органы управления сферы физической культуры и спорта, государственные и муниципальные органы управления отрасли физической культуры и спорта, профессиональные спортивные клубы по различным видам спорта, оздоровительные клубы по физической культуре.

Программа по профилю "Педагогические основы физической культуры" предусматривает теоретическая и практическое изучение спортивных дисциплин позволяющих: управлять системой спортивного совершенствования спортсменов в избранных видах спорта, оценивать физическое и функциональное состояние спортсменов, определять цели и задачи учебно-тренировочного процесса, разрабатывать средства и методы спортивной тренировки, планировать учебно-тренировочный процесс с учетом распределения нагрузок, комплексно оценивать эффективность используемых средств и методов в учебно-тренировочном процессе, организовывать учебно-тренировочный процесс спортсменов, подбирать и интегрировать эффективные средства и методы в учебно-тренировочный процесс спортсменов для развития их физической и технико-тактической подготовленности, организовывать и проводить спортивно-массовые мероприятия, способствовать формированию личности занимающихся, пропагандировать общечеловеческие ценности и здоровый образ жизни.

Область профессиональной деятельности:

физическая культура, спорт, двигательная рекреация и деятельность по профилактики заболеваний и оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта.

Основные виды деятельности:

педагогическая, тренерская, управленческая деятельность в сфере физической культуры и спорта, научно-исследовательская деятельность в области физической культуры и спорта.

Возможные места трудоустройства:

педагогическая и тренерская деятельность во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности,  детско-юношеских спортивных школах, физкультурно-спортивных учреждениях, центрах спортивной подготовки, профессиональных спортивных клубах по различным видам спорта.

2. По направлению подготовки 49.03.03 - "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм". Подготовка бакалавров осуществляется 4 года. 

Область профессиональной деятельности бакалавров включает: спортивно-оздоровительный туризм; физическую (физкультурно-спортивную) рекреацию и реабилитацию; деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры, спорта и туризма; индустрию туризма, досуга и рекреации; туристско-рекреационные комплексы, учреждения и системы; санаторно-курортные комплексы и учреждения; иные услуги в сфере физической культуры, спорта, рекреации и туризма.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: физические, психические и функциональные возможности человека; рекреационно-оздоровительные циклы обслуживания туристов, туристский продукт; специальные двигательные режимы, ориентированные на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений; социально-культурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности; организационно-методическая, управленческая деятельность в сфере туризма и краеведения, рекреации и санаторно-курортного комплекса; здоровый образ жизни, формируемый средствами рекреации, туризма и краеведения; процесс формирования личности, ее приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям, к рекреационно-оздоровительным формам занятий, туристско-краеведческим мероприятиям и туризму.

Бакалавр по направлению подготовки 49.03.03 - "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • педагогическая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-исследовательская.


Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Бакалавр по направлению 49.03.03 - "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" должен решать профессиональные задачи в соответствии с выбранными видами профессиональной деятельности.

Педагогическая деятельность:

  • определять цели и задачи учебно-тренировочного процесса, рекреационно-оздоровительной, туристско-краеведческой, рекреационно-досуговой и оздоровительно-реабилитационной деятельности;
  • организовывать и проводить учебно-тренировочные занятия по циклам, этапам различной продолжительности;
  • отбирать адекватные поставленным задачам средства и методы учебно-тренировочной, туристско-образовательной, рекреационно-реабилитационной деятельности с учетом этно-культурных и социально-демографических факторов;
  • обучать двигательным действиям, связанным с туристско-оздоровительной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью;
  • определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида в различных климато-географических условиях мест проведения занятий, мероприятий;
  • оценивать физическое и функциональное состояние индивида, его пригодность к занятиям одним из видов туризма и рекреационно-оздоровительной деятельности;
  • оценивать эффективность используемых средств и методов в учебно-тренировочном процессе рекреационно-оздоровительной, туристской, коррекционной и консультационной деятельности;
  • осуществлять текущий и этапный контроль за состоянием работоспособности занимающихся и вносить коррективы в учебно-тренировочный, рекреационно-оздоровительный и рекреационно-реабилитационный процессы;
  • контролировать эффективность выполнения техники основных видов туризма и физкультурно-спортивных движений, разрабатывать и использовать приемы ее совершенствования;
  • анализировать ценности и эффективность физкультурно-оздоровительных видов рекреационной и реабилитационной деятельности;
  • принимать участие в прогнозировании условий и направлений развития сферы активного и содержательного отдыха, физической рекреации и реабилитации различных категорий населения на региональном и местном уровнях;
  • разрабатывать программы, режимы занятий по двигательной рекреации и реабилитации населения, подбирать соответствующие средства и методы их реализации по циклам занятий различной продолжительности;
  • осуществлять комплекс мер по разработке и соблюдению правил и норм охраны труда и техники безопасности занимающихся в процессе рекреационно-оздоровительной и туристской деятельности;
  • использовать компьютерные технологии планирования учебно-тренировочного, рекреационно-оздоровительного, рекреационно-реабилитационного, туристского спортивно-оздоровительного процесса, учета выполняемых нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, их корректировки, а также решения других практических задач;
  • способствовать приобщению и формированию потребности в регулярных занятиях спортивно-оздоровительным туризмом и физической рекреацией у различных социально-демографических групп населения - во всех типах учебных заведений, в учреждениях рекреационно-оздоровительного и санаторно-курортного комплекса, на предприятиях различной формы собственности;
  • принимать участие в теоретико-методических разработках и осуществлении профессиональной деятельности на междисциплинарном уровне.


Организационно-управленческая деятельность:

  • осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, и нормативно-правовыми актами в области образования, физической культуры, спорта и туризма;
  • принимать участие в разработке (в том числе оперативных) управленческих решений в области спортивно-оздоровительного туризма и рекреационных комплексов;
  • принимать участие в анализе и обобщении деятельности государственных органов управления в сфере туризма и рекреации на муниципальном и региональном уровне;
  • конструировать циклы оздоровительно-рекреационного обслуживания различных социально-демографических групп населения и туристов;
  • осуществлять турагентскую и туроператорскую деятельность;
  • принимать участие в подборе, расстановке и повышении квалификации кадров в туристско-рекреационных учреждениях, организациях;
  • организовывать и проводить рекреационно-оздоровительные, физкультурно-массовые, туристские, краеведческие и спортивные мероприятия в учреждениях образовательного, культурно-досугового, санаторно-курортного, рекреационно-оздоровительного и туристско-краеведческого профиля;
  • способствовать формированию устойчивой мотивации на профессиональную деятельность личности, её профессиональный рост и развитие, ориентацию на освоение дополнительных образовательных программ;
  • планировать и организовывать деятельность населения по применению различных ценностей и средств туризма и краеведения, рекреации и реабилитации в целях укрепления здоровья и социальной адаптации личности;
  • работать (в рамках должностных функций) с финансово-хозяйственной документацией в образовательных учреждениях, учреждениях, фирмах и других организациях сферы рекреации и туризма и санаторно-курортной сферы.


Научно-исследовательская деятельность:

  • принимать участие в формулировании актуальных проблем сферы рекреации, туризма и краеведения;
  • определять цели и задачи исследования с учетом национально-региональных и социально-демографических факторов;
  • принимать участие в формировании логики и методологии научных исследований в сфере рекреации и туризма;
  • применять адекватные поставленным задачам методы и методики исследования;
  • принимать участие в разработке инновационных технологий (в том числе управления рисками) внедрения туристских и рекреационно-оздоровительных услуг во всех типах учебных заведений, в туристско-рекреационных и санаторно-курортных учреждениях;
  • обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя для этого компьютерную технику и компьютерные программы.