Кафедра «Технология машиностроения, автоматизация и электрооборудование» – одна из старейших и ведущих кафедр факультета среднего профессионального образования Технологического института им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО "ПГУ".

Цель работы кафедры - совершенствование и модернизация образовательного процесса, направленного на обеспечение качества подготовки выпускников с учетом интеграции требований ФГОС третьего поколения и профессиональных стандартов работодателей.

На кафедре ведется базовая подготовка по специальностям:

15.02.08 «Технология машиностроения». Срок обучения на базе основного общего образования - 3 года 10 мес. Квалификация – техник.

15.02.07 "Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям). Срок обучения на базе основного общего образования - 3 года 10 мес. Квалификация – техник.

13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования". Срок обучения на базе основного общего образования - 3 года 10 мес. Квалификация – техник.

Специальность 15.02.08 “Технология машиностроения”

Является одной из  перспективных в связи с ведущей ролью машиностроительного производства в структуре всего промышленного производства. На сегодняшний день это одна из самых востребованных на рынке труда специальностей. Техник может осуществлять профессиональную деятельность на предприятиях машиностроительного комплекса, в коммерческих и образовательных учреждениях, в механических, механосборочных, ремонтных, инструментальных цехах, лабораториях, технологических бюро и отделах на должностях: техника-технолога, мастера, контрольного мастера, а также на рабочих местах в соответствии с перечнем рабочих профессий.

Область профессиональной деятельности выпускников: разработка и внедрение технологических процессов производства продукции машиностроения; организация работы структурного подразделения.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- материалы, технологические процессы, средства технологического оснащения (технологическое оборудование, инструменты, технологическая оснастка);

- конструкторская и технологическая документация;

- первичные трудовые коллективы.

Техник готовится к следующим видам деятельности:

1. Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.

2. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения.

3. Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля.

4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

1. Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.

ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

2. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения.

ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

3. Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля.

ПК 3.1. Участвовать в  реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации. 

В настоящее время коренным образом изменился труд технолога в современном производстве. Распространение автоматизированного оборудования, управляемого от компьютера, появление систем автоматизированного проектирования и управления производством практически на всех машиностроительных предприятиях привело к тому, что современный технолог – это специалист, создающий новую технику, опираясь на фундаментальное техническое образование и широко используя компьютерные технологии. В связи с этим студенты специальности «Технология машиностроения» углубленно изучают современные компьютерные системы автоматизированного проектирования производства – Компас 3D, AutoCAD, Техно-про.

 

Специальность 15.02.07 “Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)"

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию приборов и инструментов для измерения, контроля, испытания и регулирования технологических процессов.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- технические средства и системы автоматического управления, в том числе технические системы, построенные на базе мехатронных модулей, используемых в качестве информационно-сенсорных, исполнительных и управляющих устройств, необходимое программно-алгоритмическое обеспечение для управления такими системами;

- техническая документация, технологические процессы и аппараты производств (по отраслям);

- метрологическое обеспечение технологического контроля, технические средства обеспечения надежности;

- первичные трудовые коллективы.

Техник готовится к следующим видам деятельности:
1. Контроль и метрологическое обеспечение средств и систем автоматизации (по отраслям).
2. Организация работ по монтажу, ремонту и наладке систем автоматизации (по отраслям).
3. Эксплуатация систем автоматизации (по отраслям).
4. Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов (по отраслям).
5. Проведение анализа характеристик и обеспечение надежности систем автоматизации (по отраслям).
6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
1  Контроль и метрологическое обеспечение средств и систем автоматизации (по отраслям).
ПК 1.1. Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации.
ПК 1.2. Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления.
ПК 1.3. Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации.
2 Организация работ по монтажу, ремонту и наладке систем автоматизации (по отраслям).
ПК 2.1. Выполнять работы по монтажу систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса.
ПК 2.2. Проводить ремонт технических средств и систем автоматического управления.
ПК 2.3. Выполнять работы по наладке систем автоматического управления.
ПК 2.4. Организовывать работу исполнителей.
3 Эксплуатация систем автоматизации (по отраслям).
ПК 3.1. Выполнять работы по эксплуатации систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса.
ПК 3.2. Контролировать и анализировать функционирование параметров систем в процессе эксплуатации.
ПК 3.3. Снимать и анализировать показания приборов.
4 Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов (по отраслям).
ПК 4.1. Проводить анализ систем автоматического управления с учетом специфики технологических процессов.
ПК 4.2. Выбирать приборы и средства автоматизации с учетом специфики технологических процессов.
ПК 4.3. Составлять схемы специализированных узлов, блоков, устройств и систем автоматического управления.
ПК 4.4. Рассчитывать параметры типовых схем и устройств.
ПК 4.5. Оценивать и обеспечивать эргономические характеристики схем и систем автоматизации.
5 Проведение анализа характеристик и обеспечение надежности систем автоматизации (по отраслям).
ПК 5.1. Осуществлять контроль параметров качества систем автоматизации.
ПК 5.2. Проводить анализ характеристик надежности систем автоматизации.
ПК 5.3. Обеспечивать соответствие состояния средств и систем автоматизации требованиям надежности.
 

Специальность 13.02.11 “Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования"

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию электрического и электромеханического оборудования отрасли.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- материалы и комплектующие изделия; технологическое оборудование и технологические процессы;

- технологическая оснастка;

- электрическое и электромеханическое оборудование;

- средства измерения;

- техническая документация;

- профессиональные знания и умения персонала производственного подразделения;

-   первичные трудовые коллективы.


Техник готовится к следующим видам деятельности:
1. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования.
2. Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов.
3. Организация деятельности производственного подразделения.
4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),  результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
1 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.4. Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.
2 Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
3 Организация деятельности производственного подразделения.
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей.
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.
 

Практика является обязательной частью образовательной программы по всем направлениям подготовки. Она обеспечивает практико-ориентированную подготовку студентов. При реализации образовательной программы СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Ядром практико-ориентированной подготовки специалистов по специальности "Технология машиностроения" являются учебно-производственные мастерские, где во время прохождения учебной практики студенты осваивают рабочую профессию станочника широкого профиля.

Во время прохождения учебной практики по специальности "Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) студенты осваивают рабочую профессию "Наладчик контрольно-измерительных приборов"; по специальности 140448 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования" - "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования".

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.  Как правило, практики организуются на ведущих  предприятиях г. Орла: ООО "Завод им. Медведева-Машиностроение", ОАО "Протон", ООО "Метасистемы", ЗАО "Счетприбор", ОАО СКБ СМ, ООО "Фригогласс-Евразия", ЗАО "Стеклопак", ООО "Технопром" и др.

Преподавание дисциплин ведется в оборудованных кабинетах и лабораториях.

 

Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект).

Все преподаватели кафедры – высококвалифицированные специалисты. Большинство из них имеют большой опыт работы на промышленных предприятиях.