Приёмная комиссия:

(4862) 417-777

+7(906)661-67-67

Ректор:

(4862) 751-318

Учебно-методическая работа

 

        Кафедра русского языка и педагогики осуществляет свою учебно-методическую деятельность в соответствии с государственными стандартами и требованиями Министерства образования РФ. Реформа высшего образования обусловила необходимость решения кафедрой следующих учебно-методических и научно-методических задач:
Разработка новых образовательных технологий, форм контроля знаний и организации самостоятельной работы студентов.
Подготовка учебно-методических комплексов по дисциплинам кафедры, в том числе с использованием информационных автоматизированных систем.
Разработка вопросов методологии и методики формирования личностных качеств и общепрофессиональных компетенций специалистов с высшим образованием.
Подготовка учебно-методических пособий, дидактического материала по всем дисциплинам кафедры, в том числе электронных пособий и лекций.
Участие в работе научно-методических семинаров кафедры и гуманитарного факультета ОрелГТУ.

На кафедре разрабатываются и вводятся новые формы учебно-воспитательной работы, ведется работа по апробации и совершенствованию письменных форм приема экзаменов и зачетов, апробации автоматизированных форм контроля знаний студентов, активно разрабатываются и внедряются в учебный процесс дидактические материалы по организации самостоятельной работы студентов. Преподавателями кафедры активно используются такие формы проведения практических занятий со студентами, как тестирование, деловые игры, диспуты, решение творческих задач, круглые столы, что способствует активизации познавательной учебно-поисковой деятельности обучаемых в области преподаваемых наук. Как показывают итоги взаимопосещения и обсуждения занятий преподавателей, итоги текущего, промежуточного и итогового тестирования, предметно-дидактический, методический и профессионально-педагогический уровень преподавания дисциплин кафедры соответствует государственным стандартам подготовки инженеров, экономистов, юристов, социологов, выпускаемых университетом. Особое внимание уделяется разработке инновационных подходов к формированию мировоззрения, ценностных установок, организационно-политической культуры молодежи.
На кафедре организована работа постоянно действующих научно-методических семинаров по психолого-педагогическим и речеведческим дисциплинам (руководители – доценты В.В.Мишечкина и С.В.Кошелева) На заседаниях семинаров рассматриваются вопросы внедрения новых педагогических технологий и компетентностного подхода в учебный процесс, организации самостоятельной работы студентов, разработки и апробации критериально-ориентированных тестов, автоматизированных информационных систем обучения и контроля знаний студентов, предметно-дидактических основ учебно-методических комплексов, составления, совершенствования и рецензирования рабочих программ и учебно-методических пособий, Члены кафедры принимают активное участие в проведении общефакультетских научно-методических семинаров. По итогам конкурса методических пособий, проведенного в апреле 2006 года, кафедра заняла первое место среди подразделений гуманитарного факультета.

  

На заседании научно-методического семинара

 

 

 

 

На кафедре созданы следующие учебно-методические пособия и программные продукты учебного назначения:

  1. Культура речи и стилистика. Учебное пособие / Бобылев Б.Г. Чернышова З.Ф. , Трофименкова С.А. - Орел: ОГТУ, 2001. - 5,0 п.л.
  2. Культура речи и стилистика. Задания для контрольной работы / Чернышова З.Ф., Трофименкова С.А. - Орел, ОрелГТУ, 2002. - 3,4 п.л.
  3. Деловое письмо.Часть 1. Российское письмо. Методические указания по самостоятельной работе студентов / Чернышова З.Ф. Орел, ОрелГТУ 2002 - 1,8 п.л.
  4. Практикум по риторике. Учебное пособие / Бобылев Б.Г. - Орел: ОГТУ, 2002.- 4,5 п.л.
  5. Культура речи и стилистика. Учебное пособие / Бобылев Б.Г. - Орел: ОГТУ, 2003. - 11 п.л.
  6. Критериально-ориентированные тесты по русскому языку и культуре речи / Под редакцией проф. Б.Г.Бобылева - Орёл: ОрёлГТУ, 2005, 18,5 п.л.
  7. Русский язык и литература (в форме диктанта с грамматическим заданием). Пособие для абитуриентов / Бобылев Б.Г. - Орел: ОрелГТУ, 2006 - 1 п.л.
  8. Русский язык и литература (в форме сочинения). Пособие для абитуриентов./ Бобылев Б.Г. - Орел: ОрелГТУ, 2006 - 1 п.л.
  9. Методические указания по курсу «Риторика». Учебное пособие/ Бобылев Б.Г. , Кошелева С.В. - Орел: ОрелГТУ, 2006 - 2,5 п.л.
  10.  Русский язык и культура речи. Учебное пособие / Под редакцией проф. Б.Г.Бобылева. - Орел: ОрелГТУ, 2007 - 14 п.л.
  11. Педагогика: учебно-методическое пособие / Мишечкина В.В,. Коломыцева О.Н. - Орел: ОрелГТУ, 2005. - 4, 4 п.л.
  12. Русский язык. Именные части речи. Система упражнений и тестовых заданий: Пособие для слушателей подготовительного факультета / Федина Г.Н. - Орел: ОрелГТУ, 2005. - 3 п.л.
  13. Тестовые задания к разделу «Именные части речи» / Федина Г.Н. - Орёл: ОрёлГТУ, 2005, 2,0 п.л.
  14. Основы делового общения. Учебное пособие / Кошелева С.В. - Орел: ОрелГТУ. 2005 - 4,4 п.л.
  15.  Формирование коммуникативной культуры студентов.Учебное пособие/ Рожков Н.Т. - Орёл: ОрёлГТУ, 2005, 1,3п.л
  16.  Формирование воспитательного контакта педагога профессионального учебного заведения со студентами. Учебное пособие./ Рожков Н.Т. - Орел: ОрелГТУ, 2005 - 1,5 п.л.
  17.  Этика и психология деловых отношений . Учебное пособие / Мишечкина В.В. - Орел: ОрелГТУ, 2005 - 3 п.л.
  18. Мишечкина В.В. Этика деловых отношений. Учебное пособие / Мишечкина В.В. - Орел: ОрелГТУ, 200 - 3,3 п.л.
  19. Основы психологии и педагогики. Практикум для вузов. / Коломыцева О.Н., В.В. Мишечкина В.В., Г.П. Рехлов В.В. - Орел: ОрелГТУ, 2005 - 8,5 п.л.
  20. Основы психологии и педагогики. Учебно-методическое пособие / Коломыцева О.Н., В.В. Мишечкина В.В., Овсянникова О.В. - Орел: ОрелГТУ, 2005. -5,6п.л.
  21. Конфликтология. Методические указания по выполнению лабораторных работ/ Рехлов Г.П. - ОрелГТУ, 2006.  - 4 п.л.
  22. Деловое общение. Учебное пособие для студентов дистанционного факультета / Бобылев Б.Г. - Орел: ОрелГТУ, 2006 - 3,0 п.л.
  23. Русский язык и культура речи: Методические указания по самостоятельной работе студентов / Федина Г.Н. , Чернышева З.Ф.-  Орел: ОрелГТУ, 2006 - 2,5 п.л.
  24. Учебные экскурсии как форма обучения и воспитания.  Учебно-методическое пособие / Мишечкина В.В. - Орёл: ОрёлГТУ, 2005. - 2,0 п.л.
  25. Русский язык и культура речи.Учебное пособие для студентов вузов / Под редакцией проф. Б.Г.Бобылева - Орёл: ОрёлГТУ, 2006, 8,6 п.л.,
  26. Автоматизированная система критериально-ориентированного тестирования (АС КОТ). Авторы- разработчики: Б.Г.Бобылев, П.И.Образцов, В.Ю.Преснецова, И.Н. Тарасова. - Орел: ОрелГТУ,2006 - Электронный ресурс.
  27.  Информационно-дидактический вариант автоматизированной системы критериально-ориентированного тестирования (ИДВ АС КОТ. Авторы- разработчики: Б.Г.Бобылев, В.Ю.Преснецова, И.Н. Тарасова. - Орел: ОрелГТУ,2006 - Электронный ресурс.
  28. Учебный лексикон - интерактивный словарь-справочник (УЛИСС) по русскому языку и культуре речи. Авторы- разработчики: Б.Г.Бобылев, В.Ю.Преснецова, И.Н. Тарасова. - Орел: ОрелГТУ, 2006 - Электронный ресурс.
  29. Психология управления и проблемы конфликтологии. Учебно-методическое пособие для вузов / Рехлов Г.П., Рехлов А.Г. - Орел: ОрелГТУ, 2007 - 3 п.л.
  30. Риторика. Учебное пособие для вузов / Бобылев Б.Г. , Кошелева С.В. - Орел: ОрелГТУ, 2008 - 2,2 п.л.
  31.  Культура речи и стилистика. Глоссарий / Под редакцией проф. Б.Г.Бобылева - Орёл: ОрёлГТУ, 2009 - 19 п.л.
  32. Введение в специальность. Учебно-методическое пособие/Бобылев Б.Г. - Орел: ОрелГТУ, 2008. - 3 п.л.
  33. Мировая культура и искусство. Учебное пособие / Бобылев Б.Г., Ковалева Е.В. - Орел: ОрелГТУ, 2008. – 7,2 п.л.
  34. Русский язык и культура речи. Электронный учебник. Инвариант (модуль Информационного комплекса дидактического обеспечения самостоятельной работы студентов) / под. ред. проф. Б.Г. Бобылева - ФЦП «Русский язык»: ОрелГТУ Режим доступа: http://www.ostu.ru/rus - 46 п.л.
  35. Русский язык и культура речи. Электронный учебник. Вариант А (модуль Информационного комплекса дидактического обеспечения самостоятельной работы студентов)/ под. ред. проф. Б.Г. Бобылева - ФЦП «Русский язык»: ОрелГТУ Режим доступа: http://www.ostu.ru/rus - 33 п.л.
  36. Русский язык и культура речи. Электронный учебник. Вариант Б (модуль Информационного комплекса дидактического обеспечения самостоятельной работы студентов) / под. ред. проф. Б.Г. Бобылева - ФЦП «Русский язык»: ОрелГТУ Режим доступа: http://www.ostu.ru/rus - 28 п.л.
  37. Деловое общение. Электронное учебное пособие (модуль Информационного комплекса дидактического обеспечения / под. ред. проф. Б.Г. Бобылева - ФЦП «Русский язык»: ОрелГТУ Режим доступа: http://www.ostu.ru/rus - 8 п.л.
  38. Риторика. Электронное учебное пособие (модуль Информационного комплекса дидактического обеспечения самостоятельной работы студентов) / Бобылев Б.Г.- ФЦП «Русский язык»: ОрелГТУ Режим доступа: http://www.ostu.ru/rus - 12.9 п.л.
  39. Русский язык и культура речи (учебно-методическое пособие по выполнению контрольной работы и варианты заданий)/Кошелева С.В. - Орел: ОрелГТУ, 2008. - 3.8 п.л.
  40. Риторика. Учебное пособие / Бобылев Б.Г., Кошелева С.В. - Орел: ОрелГТУ, 2008. - 7п.л.
  41. История русского языка. Учебно-методическое пособие /Бобылев Б.Г. - Орел: ОрелГТУ, 2009. - 3.5п.л.
  42. Русская и зарубежная литература: учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы/Кошелева С.В. Федина Г.Н.; - Орел: ОрелГТУ, 2009. - 1 п.л.
  43. Конфликтология. Учебное пособие/Рожков Н.Т. - Орел: ОрелГТУ, 2009. - 9 п.л.
  44. История развития и становления социальной психологии. Учебно-методическое пособие /Рожков Н.Т. - Орел: ОрелГТУ, 2009. - 2 п.л.
  45. Классификация потребностей человека. Учебно-методическое пособие /Рожков Н.Т. - Орел: ОрелГТУ, 2009. - 2 п.л.
  46. Русская и зарубежная литература. Часть 1. Учебно-методическое пособие по проведению практических занятий./Б.Г. Бобылев, Г.Н. Федина - Орел: ОрелГТУ, 2009. - 2 п.л.;
  47.  Выразительное чтение. Ч.1: Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов/Коломыцева О.Н. - Орел: ОрелГТУ, 2009. - 2 п.л.
  48. Социальная психология. Учебно-методическое пособие. /Рожков Н.Т. - Орел: ОрелГТУ, 2010. - 2 п.л.
  49. Человек и его потребности. Учебно-методическое пособие. /Рожков Н.Т. - Орел: ОрелГТУ, 2010. - 2 п.л.
  50. Герменевтика. МУ/ Б.Г. Бобылев. – Орел: Госуниверситет-УНПК, 2010 – 2 п.л.
  51. Анализ и понимание текста в преподавании русского языка как иностранного. Модуль первый: "Теоретические и методичекие аспекты анализа и понимания текстов русских классических произведений". Научно-методические материалы./Бобылев Б.Г. -  Москва, ФЦП "Русский язык", 2011. – 5.2 п.л.
  52. Анализ и понимание текста в преподавании русского языка как иностранного. Модуль второй: "Функциональные стили современного русского литературного языка: особенности анализа и понимания". Научно-методические материалы. /Бобылев Б.Г. -  Москва, ФЦП "Русский язык", 2011. – 1.2 п.л.
  53. Анализ и понимание текста в преподавании русского языка как иностранного. Модуль третий:Сборник текстов и тестовых заданий по анализу текстов различных функциональных стилей. Научно-методические материалы. /Бобылев Б.Г. -  Москва, ФЦП "Русский язык", 2011. – 3.2 п.л.
  54. Культура речи и стилистика. Учебное пособие/ под ред. проф . Б.Г.Бобылева. – Орел: Госуниверситет-УНПК, 2011. – 13 п.л.
  55. Русский язык. Культура речи. Тестовые задания. 10-11 классы. Учебное пособие./ Бобылев Б.Г., Давыдова М. И.  – М.: «Просвещение», 2011 –10,09 п.л.
  56. Теоретические и методические аспекты анализа и понимания текстов русских  классических произведений. Учебное пособие. ./ Бобылев Б.Г.– Москва: ФЦП «Русский язык», 2011 – 5,2 п.л
  57. Сборник текстов и тестовых заданий по анализу русских текстов различных функциональных стилей. Учебное пособие. / Бобылев Б.Г. – Москва: ФЦП «Русский язык», 2011 – 3,2 п.л
  58. Психодиагностика: методические указания по проведению практических занятий  (Модуль 1) / Н.Т.Рожков. - Орел: Орел ГТУ, 2010. -  2,5 п.л.
  59. Функциональные стили современного русского языка: особенности анализа и понимания. Учебное пособие./Бобылев Б.Г. - Москва: ФЦП "Русский язык", 2011 – 5,2 п.л.
  60. Методические указания по прохождению учебной практики для специальности социально-культурный сервис и туризм/Коломыцева О.Н. - Орел: Госуниверситет-УНПК, 2011 – 2 п.л.
  61. Психодиагностика. Модудь 1. Методические указания по самостоятельной работе студентов. / Н.Т.Рожков. - Орел: / Н.Т.Рожков. - Орел: Госуниверситет-УНПК, 2011 – 2,5  п.л.
  62. Основы психологии и педагогики. Методические указания по написанию рефератов/ Мишечкина В.В.Орел: Госуниверситет-УНПК, 2011 – 2  п.л.
  63. Эстетика. Методические указания по проведению практических работ./Кошелева С.В. -Орел: Госуниверситет-УНПК, 2011 – 4,5  п.л.
  64. Этика и психология в товароведной деятельности. Методические указания по проведению практических работ. / Мишечкина В.В.Орел: Госуниверситет-УНПК, 2011 – 2  п.л.
  65. Герменевтика. Методические укзания по проведению практических занятий./ Бобылев Б.Г. -  Орел: Госуниверситет-УНПК, 2011 – 4,5  п.л.
  66. Связь с общественностью. Часть 1. (методические указания по самостоятельной работе студентов) /Коломыцева О.Н. - Орел: Госуниверситет-УНПК, 2012 – 2,3 п.л.
  67. Психология: учебно-методическое пособие/Овсянникова  О.А., Мишечкина  В.В. – Орел:  ОрелГИЭТ, 2012 – 4,6 п.л.
  68. Педагогика: учебно-методическое пособие/Овсянникова  О.А., Мишечкина  В.В. – Орел:  ОрелГИЭТ, 2012 – 4,1 п.л
  69. Сервисная деятельность. Часть 1. Учебное пособие./ Коломыцева О.Н. - Орел: Госуниверситет-УНПК, 2012 – 3 п.л.
  70. Психология и педагогика: курс лекций./ Латышева  А.В., Мишечкина  В.В. - Орел: Госуниверситет-УНПК, 2012 – 5,4 п.л.

 Значительное внимание уделяется на кафедре внедрению в учебный процесс разработанных учебно-методических материалов и программных продуктов, которые обеспечивают активизацию поисковой, креативной деятельности студентов, получение ими субъективно нового знания, придание профессиональной подготовке будущих специалистов преобразующе-деятельностной направленности. При этом организация учебно-исследовательской и самостоятельной работы студентов осуществляется на основе компетентностного подхода, предусматривающего отход от технологий трансляции знаний к активным технологиям, ориентированным на продуктивный творческий процесс.