НАУЧНАЯ РАБОТА

Научно-исследовательская деятельность кафедры осуществляется на базе четырех лабораторий:

1. Лаборатория творческого развития личности.

Руководитель: Бубнова С.Ю., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и технологий дошкольного образования.

Научная концепция лаборатория предусматривает решение следующих задач:

  • психолого-педагогическое обоснование сущности и механизмов творческого развития детей дошкольного возраста;
  • разработка инновационных подходов к содержанию и технологиям творческого развития детей дошкольного возраста;
  • определение регионального компонента в решении проблем творческого развития детей в системе дошкольного и дополнительного образования.

В качестве приоритетных лаборатория выделяет следующие научные проекты:

  1. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами дизайн-деятельности» - инновационный проект МБДОУ «Детский сад №36» комбинированного вида (заведующая - Терехова Т.В., заместитель заведующей по УВР – Вакаренцева Е.Г.). Основным результатом работы участников эксперимента стало создание программы и методических рекомендаций «Азбука дизайна», отмеченных дипломом I степени выставки Фестиваля научного творчества факультета педагогики и психологии «Мир науки – 2013»;
  2.  «Интеграция образовательных областей в процессе театрализованной деятельности детей дошкольного возраста» - инновационный проект МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида» (заведующая – Лазарева И.В., заместитель заведующей по УВР – Коровина Л.В.). В 2013 году педагогический коллектив образовательного учреждения принял участие во Всероссийском Конкурсе «Планета Детства» (г. Москва). Представленные материалы были удостоены золотой медали. Результаты инновационной деятельности ДОУ получили обобщение в сборнике методических материалов.
  3. «Вариативные модели взаимодействия ДОУ и семьи» - проект, реализуемый на базе МБДОУ «ЦРР - детский сад №39» (заведующая - Кузина Е.Ю., заместитель заведующей по УВР – Селезнева О.В.). Достижения педагогического коллектива в инновационной деятельности были отмечены дипломом II Всероссийского конкурса «К здоровой семье через детский сад» в номинации «Здоровый дошкольник» (2011, Москва); дипломом I степени Всероссийском конкурсе «Золотой фонд российского образования» в номинации «Лучший научно-исследовательский проект» (2012, Москва).

Решение научно-исследовательских задач ведется с привлечением студентов, которые выполняют учебные проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы, участвуют в деятельности инновационных площадок. Лучшие научно-исследовательские работы студентов представляются на конкурсах, выставках и т.д. Так, в 2013году Крючкова Ирина, заняла третье место в Славянском международном студенческом конкурсе научно-исследовательских работ «Педагогический поиск» (научный руководитель – Андриеш В.А.); в 2015 г. Демина Юлия, обучающаяся в магистратуре по программе Дошкольное образование, получила диплом лауреата в номинации «Искусство воспитания» (научный руководитель – Бубнова С.Ю.).

2. Лаборатория речевого и лингвистического развития детей дошкольного возраста.

Руководитель: Макарова В.Н., кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий дошкольного образования, член-корреспондент МАНПО.

Целью деятельности лаборатории является разработка теоретико-методологических оснований и апробация современных технологий речевого и лингвистического развития дошкольников.

Научная концепция лаборатория предусматривает решение следующих задач:

  • организация исследований на базе ДОУ – инновационных площадок лаборатории;
  • апробация и внедрение полученных научных и практических результатов;
  • создание научно-методических разработок для педагогов образовательных учреждений и учебно-методических материалов для студентов;
  • развитие сотрудничества с ведущими специалистами в области речевого и лингвистического развития детей, образовательными и научными учреждениями;
  • привлечение профессорско-преподавательского состава, магистрантов, студентов, практических работников системы образования к работе по изучению и практическому решению проблем речевого и лингвистического развития детей;
  • совершенствование качества подготовки педагогических кадров к работе по речевому воспитанию детей и молодежи.

В настоящее время лаборатория реализует следующие научные проекты:

  1. «Развитие словаря природоведческой тематики у детей дошкольного возраста» на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 11 г. Орла» (заведующая – Суркова Л.В., заместитель заведующей по УВР - Арнаутова О.А.);
  2. «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №56» (заведующая – Добрина Н.И.).

Научные и практические результаты, полученные в ходе реализации проектов на базе экспериментальных площадок, апробируются и внедряются в практику дошкольного образования. Созданные научно-методические («Обогащение речи дошкольников эмоционально-оценочной лексикой» в соавторстве с В.И.Яшиной, 2012) и учебно-методические материалы («Развитие словесного творчества дошкольников в разных видах художественной деятельности», 2011) используются в подготовке педагогических кадров к работе по речевому воспитанию детей и молодежи.

Деятельность лаборатории неоднократно освещалась на разного уровня конференциях: в Москве, Петербурге, Курске, Минске, Рязани, Тамбове, Туле, Уфе и других городах.

Установлено тесное сотрудничество с Московским педагогическим государственным университетом, Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО (г. Москва); Институтом детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) и другими ведущими образовательными учреждениями страны.

3. Лаборатория технологий оздоровления детей в образовательном процессе.

Руководитель: Бочарова Н.И., кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий дошкольного образования, директор НИИ психологии и педагогики.

Деятельность лаборатории направлена на проведение комплексных исследований, связанных с разработкой и внедрением технологий здоровьесбережения детей и студенческой молодёжи в условиях образовательного учреждения с учётом экологических, демографических и культурологических особенностей региона.

С 2008 по 2015 лабораторией был реализован научный проект в рамках региональной инновационной площадки на тему «Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учётом их самобытности и региональных условий». Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений  г. Орла (№№ 17,39,68,84) и Орловской области (№№ 13 и 14 г. Мценска; №2 г. Малоархангельска; «Лучик» г. Болхова).

За истекший период членами лаборатории создана и внедрена организационно-управленческая модель функционирования дошкольного образовательного учреждения в режиме «Детский сад здоровья». Разработаны и внедрены парциальные программы и технологии, позволяющие комплексно реализовать задачи укрепления психологического, физического, духовно-нравственного здоровья воспитанников (в том числе 5 программ, имеющих лицензию ОИУУ).

За годы реализации проекта в центральных и местных издательствах опубликовано более 250 печатных работ; коллективами и отдельными педагогами лаборатории и базовых ДОУ за представление инновационного опыта работы получено более 70 дипломов, грамот и медалей Федерального уровня, 14  Грантов (областных и муниципальных).

В реализации проекта принимают участие бакалавры и магистры дневной и заочной формы обучения. Так, В 2013 году магистрант Агаркова Ольга, под руководством Н.И.Бочаровой заняла второе место в Славянском международном студенческом конкурсе научно-исследовательских работ «Педагогический поиск» в г. Белгород.

С 2009 года в рамках исследования на тему  «Разработка содержания и психолого-педагогических оснований технологий охраны здоровья участников образовательного процесса высшего учебного заведения», проводимого лабораторией на средства Гранта по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)» разработано научно-методическое и программное обеспечение процесса профессиональной подготовки студентов к деятельности по оздоровлению детей в образовательных учреждениях разного типа. Лабораторией было освоено более 5 млн. руб.  В феврале 2015 г. лаборатория стала инициатором проведения Всероссийской научно-практической конференции «Образование XXI: здоровьесберегающие стратегии, системы, технологии».

С 2016 года лаборатории начала работу по новому проекту на тему «Педагогическая профилактика компьютерной зависимости старших дошкольников».

4. Студенческая лаборатория историко-этнографического анализа педагогических систем этнических русских.

Руководитель: Тихонова О.Г., кандидат педагогических наук, доцент.

Цель деятельности лаборатории - научно-методическое обеспечение процесса этнокультурной идентификации в системе непрерывного этнокультурного образования.

Для решения поставленной цели в лаборатории создаются студенческие группы, объединенные научно-исследовательской тематикой:

  • игровые технологии в организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков;
  • проектирование работы с детьми дошкольного возраста по формированию этнокультурной идентичности в процессе ознакомления с народным  декоративно-прикладным искусством;
  • гендерные особенности формирования этнокультурной идентичности у детей и подростков.

Инновационным направлением деятельности студенческой лаборатории Историко-этнографического анализа педагогических систем этнических русских стало создание музея игрушки и научного студенческого объединения «Жаворонушки». В концепции музея заложена идея наглядной демонстрации эволюции игрушек, начиная с народных обрядовых (деревянных, тряпичных, глиняных) и заканчивая современными игрушками отечественного и зарубежного производства. Экскурсии в музее проводят члены студенческого объединения «Жаворонушки».

В 2010 году члены студенческого объединения организовали этнографическую экспедицию в деревню Репнино Болховского района. Был собран и систематизирован материал об особенностях гендерной игровой культуры Центрального региона. Отчет об этнографической экспедиции был представлен на научной студенческой конференции в апреле  2011 года.

Участие студентов в проводимых мероприятиях (мастер-классы, экспедиции, Народные гуляния, День игры и игрушки и пр.)  способствует формированию устойчивого интереса к научно-исследовательской деятельности и приобретению необходимых для данного вида деятельности умений.

В рамках деятельности лаборатории ежегодно проводится межвузовская студенческая научно-практическая  конференция, посвященная проблемам этнокультурного образования. Кроме того, студенты регулярно принимают участие в конкурсах студенческих научно-исследовательских работ. Так, в межвузовском региональном конкурсе воспитательных студенческих проектов «Ступени» Пантюхина Кристина заняла 2 место в 2010 году, Катырина Анастасия - 1 место в 2015 году.