ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ

В истории кафедры теории и технологий дошкольного образования, как в капле воды, сфокусировалась вся история факультета педагогики и психологии, все этапы его становления и развития. Каждый из этапов имеет своих героев, имена, поступки, достижения, которые составляют славу и гордость факультета и университета.

Становление кафедры началось в 60-е годы 20 века в связи с выделением в самостоятельный факультет отделения дошкольного воспитания. Первоначально она развивалась и функционировала как кафедра дошкольной педагогики. Именно в это время был произведен первый набор студентов факультета дошкольного воспитания. Он составил 50 человек. Кафедру возглавил Владимир Алексеевич Просецкий (фото 1). Членами кафедры стали: Бухвостова Светлана Степановна, Михальченкова Галина Александровна, Кириллова Галина Дмитриевна, Москвитина Лиана Ивановна.

Фото 1.

В Орле в это время было не более двадцати детских садов. Большинство находилось в приспособленных помещениях, площадь которых  не соответствовала санитарным нормам. Многие из них даже не имели своих участков. Но в этих стеснённых условиях работали настоящие энтузиасты своего дела. Под научным руководством членов кафедры внедрялись первые программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста на Орловщине. В условиях острого дефицита педагогической литературы создавались методические рекомендации для воспитателей детских садов, проводились открытые городские мероприятия по всем разделам программы. В 1964 году состоялся первый выпуск специалистов для учреждений дошкольного образования в количестве 48 человек.В дальнейшем кафедру возглавляла Тамара Алексеевна Мусейибова (фото 2), кандидат педагогических наук, доцент, яркий представитель Ленинградской научной школы. В годы ее руководства были установлены тесные контакты с ведущим педагогическим вузом страны – ныне РГПУ им. А.И. Герцена. 

Фото 2.Галина Ивановна Радвил (фото 3) руководила кафедрой дошкольной педагогики почти 30 лет.                  Фото 3.

Во многом благодаря ее усилиям в 80-90-е годы качественно изменился научный потенциал кафедры. Многие из ныне работающих преподавателей были направлены на учебу в аспирантуру в ведущие вузы страны. В этот период на факультете дошкольного воспитания обучалось большое количество иностранных студентов. Они успешно работают в странах дальнего зарубежья: Ангола, Афганистан, Конго, Куба, Лаос, Мали, Чехия, Словакия, Эфиопия и др.

В 1999 году в связи с расширением проблематики научных исследований и спектра преподаваемых педагогических дисциплин кафедра была преобразована в кафедру педагогики, которую возглавила Раиса Петровна Чуднова,кандидат педагогических наук, доцент (фото 4).

Фото 4.   В непростые перестроечные годы ей не только удалось сохранить кадры и накопленный научный потенциал кафедры, но и начать реализацию новых образовательных программ профессиональной подготовки.

С 2002 года по настоящее время кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Светлана Юрьевна Бубнова (фото 5).

Фото 5.

В 2010 году в условиях перехода на многоуровневую систему высшего образования, с учётом существенных изменений кадрового состава кафедра была переименована в кафедру теории и технологий дошкольного образования. В эти годы на кафедре сформировался высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, обеспечивающий подготовку специалистов в полном соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего образования.

В 2015 году в состав кафедры теории и технологий дошкольного образования вошли преподаватели кафедры здоровья ребёнка.Более 15 лет кафедру здоровья ребенка факультета педагогики и психологии возглавляла Наталья Ивановна Бочарова, кандидат педагогических наук, доцент. В настоящее время Наталья Ивановна является директором Научно – исследовательского института психологии и педагогики.

В разное время на кафедре здоровья ребёнка работали: старший преподаватель Валентина Андреевна Дрязгунова («Теория и методика экологического образования детей»), канд. биол.наук, доцент Раиса Федосеевна Петрова «Валеология», «Нейрофизиология» и др.), канд. пед. наук, доцент Лариса Николаевна Блинникова («Методика преподавания естествознания», «Экология», «Теория и методика экологического образования детей» и др.).

Преподаватели кафедры обеспечивали учебный процесс преимущественно по естественнонаучному блоку дисциплин. С 1999 года кафедрой здоровья ребёнка осуществлялась подготовка студентов, овладевающих дополнительной специальностью «Физическая культура», с 2005 года реализовывалась программа специализации «Технологии формирования здорового образа жизни детей». С 2010 года кафедра принимала участие в реализации программ подготовки бакалавров по профилю «Физическая культура в детском саду».