Кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования продолжает традиции тех кафедр, которые стали ее основой. Это касается, прежде всего, подготовки специалистов высшей квалификации. Так, на кафедре психолого-педагогической технологии за годы ее существования защитили кандидатские диссертации А.И. Ахулкова, Т.В. Гольцова, Н.В. Волкова. И.А. Патронова, О.Ю. Иванова, Л.А. Захарчук, Ю.В. Ушачева, В.А. Андриеш, Н.Г. Жарких, на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии – Е.В. Назарова, О.О. Шацкая, Т.В. Бурковская.

       За годы существования кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования – с 2010 года по настоящее время – четыре преподавателя кафедры защитили кандидатские диссертации: А.В. Демина Т.М. Аксиненко, Н.В. Чаркина, Е.Г. Самарцева.

      Завершили обучение в аспирантуре С.Ю. Князькина, Н.В. Гуженкова, М.А. Саутина.

      В 2012 году поступила в заочную аспирантуру ОГУ выпускница факультета педагогики и психологии ОГУ 2012 года К.Ю. Пимкина.

      Прямые творческие контакты кафедры с коллективами дошкольных учреждений, школ, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также учреждений системы профобразования позволили преподавателям апробировать и успешно реализовать различные модели специального образования с использованием инновационных технологий при обучении студентов и вооружить практических работников новыми технологиями обучения и развития детей нормы и с особыми образовательными потребностями.

      Члены кафедры постоянно совершенствуют методы и пути преподавания на основе собственных экспериментальных исследований и обобщения данных в области психологии, педагогики, коррекционной педагогики и специальной психологии и смежных с ними наук.

      Преподавателями кафедры издано 4 монографии, опубликовано 11 учебно-методических пособий, многочисленные методические рекомендации для самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделений. В учебном процессе широко используются активные и интерактивные методы обучения, лекционные и практические занятия сопровождаются мультимедийными презентациями.

Приоритетными направлениями научных исследований кафедры являются:

  • технологический аспект подготовки специалиста-педагога к профессиональной деятельности в условиях различных образовательных систем;
  • пути совершенствования содержания методов и средств психолого-коррекционно-педагогической работы в коррекционных образовательных учреждениях;
  • теоретические основы обучения и коррекции речи детей дошкольного и школьного возраста.

Научной основой кафедры являются научно-исследовательские лаборатории:

  • технологий подготовки специалиста-педагога в сфере образования (научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент О.Ф. Черниченко),
  • психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями (научный руководитель – кандидат биологических наук, профессор Л.М. Семенова),
  • детской речи (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Ушачева).

Усилия научной команды сосредоточены в области:

  • разработки различных моделей построения учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогических и методологических основ внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий, апробация концептуальных моделей учебных курсов;
  • разработки условий и путей оптимизации общения детей в подвижных и сюжетно-ролевых играх, проверки диагностических методик, содержания, методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми в специальных образовательных учреждениях;
  • совершенствование языкового развития детей с проблемами в развитии, имеющими нарушения речи.

       При кафедре продолжает функционировать Учебно-методический центр «Семейный лад», созданный в 2003 году. Здесь проводится работа с родителями, имеющими детей-инвалидов, детьми-инвалидами и общественностью по работе с детьми-инвалидами. В работе учебно-методического центра принимают участие 25 волонтеров – студентов коррекционного отделения.

      Работая в центре, студенты учатся гуманному отношению к детям с ограниченными возможностями, познают азы взаимодействия с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, совершенствуют свое педагогическое мастерство, а также собирают материалы для научных исследований, выполняемых в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ.

      Преподаватели кафедры активно вовлекают студентов в научно-исследовательскую деятельность. Под руководством преподавателей кафедры 135 студентов проводят исследования в 13 проблемных и творческих группах.

      Только за 2015 год на кафедре выполнено 188 курсовых и 103 выпускные квалификационные работы. Среди выполненных на кафедре работ есть исследования, проведенные по заявкам образовательных учреждений – МДОУ №№ 25, 60, 86. На базе Учебно-методического центра «Семейный лад», функционирующего при кафедре, выполнено выпускное квалификационное исследование студентки Е.С. Баладуриной «Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с нарушением речи».

      В рамках работы научно-исследовательской кафедры под руководством А.И. Ахулковой была выполнена ВКР студенткой Н.А. Костриковой «Проектирование контрольно-оценочных средств как основы контроля успеваемости студентов педагогического колледжа». Полученные в квалификационной работе результаты позволили частично снять противоречия по проблеме проектирования и применения в педагогическом колледже контрольно-оценочных средств как совокупности материалов, предназначенных для измерения уровня успеваемости студентов и оценки результативности учебного процесса на примере курса «Педагогика». В частности, в работе обобщены взгляды на раскрытие сущности понятия «контрольно-оценочные средства», «виды, методы, формы и средства контроля» в условиях реализации федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования, компетентностного подхода подготовки студентов педагогического колледжа, с современных позиций обоснованы теоретико-методические основы проектирования контрольно-оценочных средств. Предложены контрольно-оценочные средства для оценки результативности учебного процесса по профилю специальности 050144 Дошкольное образование, составлены методические рекомендации для преподавателей педагогического колледжа.

      Студенты  выпускных  курсов    публикуют  материалы  своих  исследований  в «Вестнике студенческого научного общества факультета педагогики и психологии». Так, в 2014 году в сборнике НСО были опубликованы материалы исследований 55 студентов объемом 12,49 п.л.

      На протяжении последних 10 лет ежегодно проводится Олимпиада по коррекционной педагогике. Руководитель – Е.Г. Самарцева. Сначала это была олимпиада регионального уровня, в которой участвовали только студенты Мезенского и Болховского педагогических колледжей и Орловского государственного университета. Теперь это олимпиада всероссийского уровня, для участия в которой приезжают студенты из Москвы, Брянска, Белгорода, Курска, Перми, Орла. Неоднократно команда Института педагогики и психологии побеждала в данном мероприятии.  

      Преподаватели кафедры ежегодно подают заявки на участие в грантах РГНФ, РФФИ и  др.  Доцентом Е.Г.  Сухоленцевой  выигран грант в Конкурсе социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения в 2014 году субсидий из бюджета Орловской области с проектом «Вместе с Орлятами» (100000,00 руб.). В рамках реализации гранта проведен ряд воспитательных мероприятий для детей группы риска, направленных на саморазвитие и самореализацию личности ребенка группы риска, преодоление его социальной исключенности.

      Кафедра активно сотрудничает с целым рядом научных, учебных и прочих учреждений и организаций, в их числе:

  • Федеральный координационный центр развития кадрового потенциала моло-дежной политики Российской Федерации (МГГУ им. М.А. Шолохова),
  • Комитет Государственной думы по делам молодежи, ГУ «Московский центр инноваций и высоких технологий» при правительстве г. Москвы
  • Психологический институт Российской академии образования, г. Москва,
  • Московский педагогический государственный университет,
  • Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
  • Московский городской психолого-педагогический университет,
  • Департамент образования, культуры и спорта Администрации Орловской области,
  • Муниципальный экспериментальный совет при Муниципальном бюджетном учреждении «Информационно-методический Центр» г. Орел,
  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждаю-щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»,
  • ОГОУ ДПО (ПК) «Орловский институт усовершенствования учителей»,
  • Благотворительный фонд «Вера и Возрождение».