Общая характеристика научно-исследовательской деятельности кафедры 

 

Научно-исследовательская деятельность кафедры Социального управления и конфликтологии осуществляется в соответствии с программой развития университета и социального факультета в рамках аналитической ведомственной целевой программы: «Развитие научного потенциала высшей школы».
Научные исследования на кафедре проводятся в рамках работы научной школы- «Компетентностный подход в многоуровневом образовании» -руководитель Митяева А.М. – доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии акмеологических наук, директор УНПЦ разрешения конфликтов. Член диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д212.183.04 при ОГУ по специальности 13.00.08.- теория и методика профессионального образования.
Автор более 170 работ научного и учебно-методического характера, из них более 15 в изданиях рецензируемых ВАК, 6 учебно-методических пособий с грифом УМО, 8 монографий, представляющих интерес для преподавателей вузов и колледжей, аспирантов, магистров и бакалавров. Член УМО вузов в области инновационных междисциплинарных образовательных программ на базе СПбГУ.
Участники научной школы изучают компетентностный подход как методологическую основу исследования и проектирования многоуровневого высшего профессионального образования, как принцип построения целей, содержания, технологий и критериев оценки его качества. На основе целостной теории построения высшего профессионального образования раскрывают сущностные механизмы личностно-профессионального становления выпускников бакалавриата и магистратуры, обладающих системой общекультурных и профессиональных компетенций. Решение научных и практических задач осуществляется путем внедрения в образовательный процесс технологий моделирования ситуаций решения производственных задач на высоко профессиональном уровне, востребующих соответствующий уровень компетентности, реализации модели полимаршрутного индивидуализированного обучения и т.д.
В рамках работы научной школы под руководством д.п.н. профессора Митяевой А.М., защищены кандидатские диссертации: Михеева Л.В.-2010г., Медведева В.Е.-2011г., Маринченко К.А.-2012г., Каптурова Е.С.-2013г.

Участниками научной школы опубликовано более 80 научных трудов по данной проблематике. Результаты научных исследований внедряются в учебный процесс вузов, профессиональных колледжей и других образовательных учреждений, реализуются в учебно-научно-практическом Центре разрешения конфликтов социального факультета, который включает лаборатории:
Митяева Анна Михайловна руководит лабораторией развития переговорного процесса и посредничества в разрешении конфликтов,целью деятельности которой является расширение возможностей разрешения конфликтов как сотрудничества в достижении взаимовыгодного результата при участии третьей стороны – медиатора-посредника. Направления деятельности лаборатории: переговорный процесс как метод разрешения конфликта, коммуникации в переговорах и конфликте; стереотипы и механизмы конфликтогенного поведения, развитие навыков неконфликтного поведения; управление межличностными и групповыми конфликтами (в воспитательно-образовательной среде, в сфере семейных отношений, в системе социального обеспечения и здравоохранения и т.д.) и их регулирование; стратегии разрешения конфликтов с применением медиации.
Меркулова Елена Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, осуществляет руководство лабораторией «Конфликтменеджмент и социальное управление». Цель деятельности лаборатории – повышение качества подготовки и компетентности будущих специалистов по разрешению конфликтов, совершенствование научных исследований в области регулирования трудовых конфликтов в рамках современных теорий социального управления и концепций конфликтменеджмента.
В рамках лаборатории совместно с ОГОУ ДПО (ПК) специалистов «Областным институтом усовершенствования учителей» действует региональная экспериментальная площадка «Моделирование системы управления муниципальным бюджетным образовательным учреждением в современных социально-экономических условиях». Получен патент на проведение исследования по данной теме.
Медведева Вера Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Касьянова Галина Петровна -директор ППМС Центра являются руководителями лаборатории психологического анализа, профилактики и разрешения конфликтов. Основной целью деятельности лаборатории является изучение психологических детерминант конфликтного взаимодействия как значимых условий предупреждения и разрешения конфликтов. В рамках лаборатории исследуются психологические возможности диагностики, предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций и их последствий, специфика психологической помощи в работе с различными видами конфликтов, кризисы развития как конфликты, их роль в становлении личности.
Круг научных интересов В.Е. Медведевой составляют проблемы формирования эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества, предупреждения эмоционального выгорания, тревожности и других негативных эмоциональных состояний и свойств, психология конфликта, непрерывное образование личности как стратегия жизненного успеха личности.

Баранова Ирина Владимировна кандидат исторических наук, доцент и Пупыкин Николай Иванович кандидат исторических наук, доцент, Степанов Евгений Иванович - доктор философских наук, профессор, президент Международной ассоциации конфликтологов являются руководителями лаборатории изучения региональных и политических конфликтов. Целью деятельности лаборатории является анализ политических и региональных конфликтов в истории и современности, поиск и разработка стратегий их разрешения. Основные направления работы: общие вопросы политической и региональной конфликтологии; конфликтологические проблемы в международных отношениях; причины возникновения и механизмы разрешения региональных и политических конфликтов. В рамках деятельности лаборатории осуществляется научно-исследовательская работа студентов по следующим темам: политический конфликт как фактор развития общества, правовое регулирование конфликтов в организации, методы регулирования локальных политических конфликтов, причины возникновения групповых конфликтов, силовые методы регулирования международных конфликтов, причины и факторы возникновения межгосударственных конфликтов и др. И.В. Баранова проводит научное исследование, посвященное теме цивилизационного конфликта в русской истории (на примере славянофилов и западников), Н.И. Пупыкин рассматривает вопросы изучения политических конфликтов в странах Западной Европы (на примере Франции).
Мурашёва Светлана Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент, руководит лабораторией межэтнических и миграционных конфликтов. Основными направлениями работы являются: теоретические и практические аспекты этноконфликтологии; конфликтологическая специфика миграционных процессов; современные концепции социального конфликта; стратегии поведения мигрантов в ситуации межэтнического взаимодействия; интеграция мигрантов в принимающее общество и предупреждение конфликтов с местным населением посредством формирования этнической толерантности; онтология межэтнических конфликтов; этнические проблемы современности; технологии предупреждения и урегулирования межэтнических и миграционных конфликтов.
Научно-исследовательская деятельность со студентами отражает следующие направления: особенности возникновения, причины, классификация, разрешение, урегулирование и профилактика: миграционных конфликтов; этнических конфликтов; межличностных конфликтов; социальных конфликтов.
Чукин Александр Васильевич – старший преподаватель, руководит лабораторией психологии конфликта. Основными направлениями работы являются: совершенствование научно-практических исследований в области психологии конфликта и поиска эффективных и портативных психотехнических приемов в области разрешения конфликтов различного уровня и качества, повышение качества подготовки и компетентности будущих специалистов, осуществление психологического консультирования, диагностики и управлении психологическим процессом деконфлектации.
Содержание работы лаборатории включает основные методологические принципы психологического, психодиагностического и психотерапевтического исследования с учетом трех уровней – организм, индивид, личность, а также диагностику и психотерапию внутренних конфликтов; раскрытие перспективных и качественных возможностей и психотехнических приемов оказания психологической, психосоциальной и психотерапевтической помощи на глубинном уровне внутреннего «Я» человека с помощью метода гештальттерапии, эффективных и простых психотехнических приемов современной психотерапии и практической психологии.

Основные научные и учебно-методические работы преподавателей кафедры, опубликованные за последние три года:

1. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебно-методическое пособие: рекомендовано УМО МПГУ / А.М.  Митяева. - Москва. Академия: 2011. 200 с.

2. Магистерская диссертация: основы подготовки к научно-исследовательской деятельности. Учебное пособие для самостоятельной работы магистров: рекомендовано УМО СПбГУ в области инновационных междисциплинарных образовательных программ /Н.С. Мурадова. -   Орел: ГОУ ВПО «ОГУ» 2010. 210 с.

3. Введение в конфликтологию: учебное пособие для самостоятельной работы студентов / под ред. А.М. Митяевой. 2-е изд. – Орел: Орловский государственный университет, 2015.198 с.

4. Основы конфликтологии. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов/ Под ред. А.М. Митяевой. – Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2016. – 210с.

5. Политические, этнические и межконфессиональные конфликты в современном мире: монография / Н.И. Пупыкин [и др.]. – Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2015. – 212 с.

6. Пупыкин Н.И. Силовой механизм в разрешении политического конфликта: учебно-методические рекомендации. – Орел: Орловский государственный университет, 2014. – 26 с.

7. Пупыкин Н.И. Введение в историю и теорию институтов конфликторазрешения и поддержания мира: учебно-методические рекомендации. – Орел: Орловский государственный университет, 2015. – 48 с.

8. Инновационные образовательные технологии в учебном процессе: монография/ И.В. Баранова [и др.]. – Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014 г. - 216 с.

9. Мурашева С.В. Этноконфликтология (теоретико-методологические аспекты): учебное пособие / С. В. Мурашева. – Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2015. – 211 с.

10. Мурашева С.В Социология конфликта: учебно-методические рекомендации / С. В. Мурашева. – Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2015. – 50 с.

11. Медведева, В.Е. Конфликтологическая компетентность личности в условиях современного общества / Конфликтология. – СПб., 2014. - №5. - С.110-112

12. Медведева, В.Е. Эмоциональная устойчивость как профессионально-значимое качество будущего конфликтолога в структуре конфликтологической компетентности / Конфликтология.– СПб., 2015. - №3. - С.223-240.

13. Меркулова Е.Н. Конфликтология духовной сферы: учебно-методические рекомендации. – Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2015г. – 76 с.

14. Меркулова Е.Н. Трудовые отношения и социальные конфликты: учебно-методические рекомендации. – Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2014г. – 46 с.

15. Касьянова Г.П.«Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в конфликте с законом»// «Права детей – детям!»: сборник материалов  IV международной конференции / Под редакцией М.А.Батановой – Ульяновск. 2013.

16. Касьянова Г.П. Организация работы службы принимающих семей в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения: Методические рекомендации. – Орел, Изд-во ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2013. – 24 с.

17. Мальцева О.А. Психолого-педагогические условия успешности социального управления. Современные технологии управления./ Сборник трудов конференции. Перспективные научные исследования. София. «Бял ГРАД-БГ»ООД, 2014г.

18. Мальцева О.А. Особенности разрешения конфликтов в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.// «Наука и практика», №2, периодич. печатное издание, 2015, ОрЮИ МВД России.

19. Мальцева О.А. Психологическая подготовка сотрудников полиции Учебное пособие. - Орёл: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2015. – С.95.