Научно-исследовательская деятельность

Лаборатория «Психология развития»

Руководитель: Савина Елена Александровна – доктор психологических наук, профессор.

Коллектив лаборатории – преподаватели кафедры общей и возрастной психологии.

  1. Научно-практические связи лаборатории:

- университет Джеймса Мэдисона, США, штат Вирджиния;

- Психологический институт Российской академии образования (ПИ РАО), лаборатория научных основ психологического консультирования и психотерапии;

- Белгородский национальный исследовательский университет, факультет  психологии;

- Региональный социопсихологический центр, г. Самара;

- Орловский областной центр психолого-медико-социального сопровождения;

- Орловский городской центр психолого-медико-социального сопровождения;

- муниципальные образовательные учреждения г. Орла.

  1. Основные направления научно-исследовательской деятельности лаборатории:

- саморегуляция в детском и подростковом возрасте;

- социокультурные модели родительства и воспитания ребенка;

- психологические особенности детей и подростков с отклонениями в психическом развитии;

- профессиональное сознание психолога;

- профессиональная деятельность психолога сферы образования;

- потребность в профессиональной психологической помощи учащихся педагогов и родителей как участников образовательного процесса;

- психологические аспекты толерантности и др.

  1. Научно-исследовательские программы лаборатории на 2015 - 2018 гг.            
  • Международный проект с участием магистров и аспирантов университета Дж. Мэдисона «Исследование саморегуляции детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Руководитель: Савина Е.А.

Цель: комплексное изучение базовых компонентов саморегуляции детей 4-8 лет. 

Задачи:

- изучить возрастную динамику базовых компонентов саморегуляции у детей 4-8 лет; 

- выявить каузальные атрибуции воспитателями и учителями начальных классов проблем в саморегуляции у детей; 

- изучить возможности коррекции проблем в саморегуляции детей посредством игр с правилами.

  • Международный проект «Психологическая служба образования в России и США».

Руководитель Савина Е.А.

Участники: преподаватели кафедры общей и возрастной психологии Орловского государственного университета; преподаватели факультета психологии Белгородского национального исследовательского университета; психологи регионального социопсихологического центра г. Самары; аспиранты университета Дж. Мэдисона (США).

Цель – сравнительный анализ состояния практической психологии образования в России и США для повышения качества оказания психологических услуг участникам образовательного процесса и повышения качества подготовки психологов для сферы образования.

Задачи:

-  выявить проблемы, с которыми работают психологи образования в России и США по запросам родителей, педагогов и учащихся;

- выявить виды профессиональной деятельности, преобладающие в работе психологов образования в России и США;

- изучить удовлетворенность российских и американских психологов системы образования собственной профессиональной подготовкой и осуществляемой профессиональной деятельностью;

- выявить удовлетворенность участников образовательного процесса профессиональной психологической помощью.

Международные конференции

  • Конференция Международной ассоциации школьных психологов (Монреаль, Канада, 2012). Доклад Савиной Е.А. и Оганезовой Е.П. «Развитие саморегуляции в дошкольном возрасте через использование игр с правилами».
  • Конференция Национальной ассоциации школьных психологов (Вашингтон, США, февраль 2014). Доклад Савиной Е.А., Корякиной Т.В., Савенковой И.А и Кирилловой Г.Д. «Саморегуляция и знание правил поведения российскими детьми».
  • Ежегодная конференция международной ассоциации школьных психологов (Каунас, Литва, июль 2014). Доклад Савиной Е.А. и Забабуриной О.С. «Саморегуляция у детей дошкольного возраста с нарушениями речи».
  • Ежегодная конференция международной ассоциации школьных психологов (Каунас, Литва, июль 2014). Доклад Савиной Е.А., Фроловичевой Т., Дроздовой В. «Восприятие российскими учителями невнимательности и гиперактивности детей».
  • Третья международная  научно-практическая конференция «Актуальные вопросы теории и практики современного гуманитарного знания» (Орел, сентябрь 2014);
  • Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях» (Санкт-Петербург, январь 2015);
  • Ежегодная конференция международной ассоциации школьных психологов (Сан-Паоло, июнь 2015). Презентация Савиной Е., Савенковой И., Клюевой Т. и Эстерле А. «Потребность российских учителей в школьной психологической службе».
  • Ежегодная конференция американской психологической ассоциации (Канада, август 2015);
  • Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии (Орёл, 22-23 октября 2015).

 Основные публикации преподавателей кафедры

  1. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Савиной Е.А., Смирновой Е.О. - М.: Когито-центр, 2003.
  2. Савенкова И.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты профессионального самоопределения студентов-психологов. Монография. - Сочи, 2005.
  3. Савенкова И.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности // Мир психологии. - № 2. - 2007.
  4. Кириллова Г.Д. Самостоятельная работа студентов по курсу «Возрастная психология». Учебно-методическое пособие. - Орел, 2008.
  5. Кириллова Г.Д. Самостоятельная работа студентов по курсу «Психология развития». Учебно-методическое пособие. - Орел, 2008.
  6. Кириллова Г.Д. Самостоятельная работа студентов по курсу «Общая психология». Учебно-методическое пособие. - Орел, 2008.
  7. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов /Под ред. Савина Е.А., Чарова О.Б. и др. - М.: Владос, 2008.
  8. Забабурина О.С. Курсовая работа по психологии. Методические рекомендации. - Орел, 2011.
  9.  Savina, E., Coulacoglou, C., Sanyal, N., & Jhang, Z. The study of externalizing and internalizing behaviours in Greek, Russian, Indian, and Chinese children using the Fairy Tale Test // School Psychology International journal. 33(1), 39-53. 2012.
  10.  Elena Savina. Perseived control over personalgoals in Russian and Americancollege students// Internetional journal of psychology. – № 12. – 2012.
  11.  Савина Е.А., Степина Н.В. Исследование связи креативности и независимости вербального поведения у старших дошкольников с особенностями материнского отношения / Научные ведомости БелГУ. Серия гуманитарные науки. – 2012. – № 12. С. 217-223.
  12.  Степина Н.В. Психологическое консультирование. - Орел, 2012.
  13.  Кириллова Г.Д. Психология развития. Тесты. - Орел, 2013.
  14.  Савина Е.А., Скоблякова И., Ф. Ван. Стратегии регуляции эмоций у детей 8-11 /Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. Выпуск 1. – Орел, 2013. С 443-446.
  15.  Elena Savina, Ludmila Moskovtseva. How Russian teachers, mothers and school psychologists perceive internalising and externalising behaviours in children// Emotional and Behavioural Difficulties (оfficial journal of SEBDA) – № 1. – 2014.
  16.  Цунина О.В. "Служба примирения: опыт и технологии". Учебно-методическое пособие.- Орел БОУ ОО ДПО(ПК)С «Орловский институт усовершенствования учителей», 2014.
  17.  Забабурина О.С., Помогаева В.И. Психическое развитие детей младенческого и раннего возраста в условиях материнской депривации/ Ученые записки ОГУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - Орел, 2015.
  18.  Кириллова Г.Д., Савина Е.А.  Проблема развития произвольной регуляции в культурно-исторической теории Л.С. Выготского и А.Р. Лурии / Ученые записки ОГУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - Орел, 2015.
  19.  Савина Е.А., Логвинова А.Е. Исследование компонентов произвольной регуляции у детей первого класса. // Психологическая наука и образование. - 2015 - № 2. - С. 33-42.
  20.  Забабурина О.С., Савина Е.А. Исследование произвольной регуляции у детей 5-7 лет с нарушениями и без нарушений речи // Клиническая и специальная психология». -  2015.Том 4. - №1. - С.48-63.
  21.  Савенкова И.А. Введение в профессию «психолог».Учебно-методическое пособие - Орел, 2015.
  22.  Ждан А.Н., Щекотихина И.В. Возвращаясь к Рубинштейну: эволюция в трактовке  методологических принципов психологии // Психологический журнал. - 2015.Том 36 - № 4. - С. 50-60.

Контакты

OiVPS@yandex.ru