Целью научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и студенческих исследовательских групп на кафедре являются “Kоммуникативно-дискурсивное  описание структуры и функционирования языка” и «Пути совершенствования содержания  методов  и средств образовательной работы в вузе».

Коммуникативно-дискурсивное  описание структуры и функционирования языка

Данное направление предполагает междисциплинарный подход, фокусирует внимание исследователя на коммуникативную деятельность и изучает языковую систему в её функциональном аспекте.   Такие исследования помогают решать коммуникативно-ориентированные задачи обучения, включая переводческую деятельность.

В учебно-образовательной деятельности они способствуют более рациональному  структурированию теоретических курсов, решению лингводидактических задач в реализации практических курсов.

Данное направление инициировано и активно поддерживается заведующей кафедрой, к.ф.н., доц. Т.С. Власовой  и развивается усилиями преподавателей кафедры: ст. пр. Азаровой И. В., доц. Васильевой Н.Н.,  к.ф.н. Клочковым А.В., к.ф.н., доц. Скрипкиной  Г.В., к.ф.н.  Цукановой Е.М. По результатам научно-исследовательской работы в последнее время издана коллективная монография «Традиции и новаторство в изучении языка и культуры». Под ред. Н.А.Бондаревой; защищена диссертация Клочкова А.В. «Лингвостилистические особенности литературного сказа в межъязыковом аспекте»,  (специальность 10.02.19 – теория языка), изданы ряд статей и учебных пособий, среди них: «Основы теории немецкого языка как второго иностранного“, учебно-методическое пособие для студентов IV — V курсов, “Словообразование современного немецкого языка. Часть I. Общие проблемы словообразования современного немецкого языка. Часть II. Частные  проблемы словообразования современного немецкого языка, учебно-методическое пособие для студентов III курса отделения немецкого языка”, “Аналитическое чтение на старших курсах вуза”, учебно-методическое пособие для студентов III- IV курса, “Образно-выразительные средства немецкого языкa”, учебно-методическое пособие для студентов IVкурса  и др.

Пути совершенствования содержания  методов  и средств образовательной работы в вузе

Данное направление предполагает выработку стратегий и современных приемов в процессе языкового образования с учетом требований государственной языковой политики и основных положений Болонской декларации. Оно ориентировано на разработку теоретических и методических основ обучения иностранным языкам в вузе. Руководителем направления является к.п.н., доц., профессор  кафедры  М.В. Якушев.

В 2006 году преподавателем кафедры Т.Ю. Терновых защищена кандидатская диссертация «Методика формирования стратегий автономной учебной деятельности у студентов-первокурсников в работе с иноязычным текстом (языковой факультет, немецкий язык).

Результаты научных исследований регулярно докладываются и обсуждаются коллективом на конференциях и семинарах различного уровня. Кафедра участвовала в организации и проведении  2-х Международных конференций на тему “Лингвистическое образование в подготовке специалистов на современном этапе”, 2006, 2008 гг.

Преподаватели кафедры Г.В. Скрипкина и Т.Ю. Терновых являются мультипликаторами  Культурного Центра им. Гете (Москва) по организации и проведению всероссийских научно-методических семинаров повышения квалификации преподавателей немецкого языка в формате очного и дистанционного обучения на учебной платформе Moodle. За последние 5 лет были проведены семинары в городах Белгород, Москва, Нижний Новгород, Орел, Томск, Чебоксары.

Участниками  Первого форума преподавателей немецкого языка России (ноябрь 2012) стали  Т.Ю. Терновых и Г.В. Скрипкина. В рамках Форума Т.Ю. Терновых подготовила и провела мастер-класс по страноведческой тематике для учителей немецкого языка.

Издана монография М.В. Якушева “Концептуальные основы оценки качества учебника иностранного языка”, (2009) и учебные пособия “Формирование умений анализа и оценки учебника иностранного языка (учебно-методическое пособие)” М.В.Якушева, (2008) и “Практикум по методике преподавания немецкого языка”  В. С. Короткевича,  (2010).

В рамках  учебно-методического обеспечения  профиля “Перевод и переводоведение”  издан учебник “ Письменный перевод с немецкого на русский в сфере профессиональной коммуникации”, (2009). Данный учебник, одним из авторов которого является проф. кафедры Г.В. Скрипкина, является совместным российско-германским проектом и рекомендован УМО по образованию в области лингвистики Министерства образования и науки РФ для направления “Лингвистика”. Широкое практическое применение получили также учебно-методические пособия: “Деловая корреспонденция” (Н. Н. Васильева и Г.В. Скрипкина) и “ Стратегии обучения аудированию иноязычных текстов” (А.В. Клочков, Н. Н. Васильева и Г.В. Скрипкина) и др