ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Кафедра "Геометрии и методики преподавания математики» является базовой по подготовке бакалавров по следующим направлениям:

  •  44.03.01 – Педагогическое образование, профиль: Математика;
  •  44.03.05 – Педагогическое образование, профиль: Математика и Физика
  •  44.03.05 – Педагогическое образование, профиль: Математика и Информатика;

 

Ведется подготовка магистров по направлению 44.04.01 – Педагогическое образование, магистерская программа «Математическое образование».

 

На кафедре ведется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки», профиль «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням дошкольного и школьного образования) математике»

Профессорско-преподавательский состав кафедры укомплектован:

  •     докторами наук, профессорами (2 человека)
  •     доцентами, кандидатами наук (6 человек).

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Кафедра геометрии и методики преподавания математики решением Учёного Совета института выделилась в самостоятельную структурную единицу  6 июля 1990 года в результате разделения кафедры алгебры и геометрии на две кафедры, однако ее история началась гораздо раньше.

В 1931 году СНК РСФСР распорядился создать в Орле индустриально-педагогический институт. 16 октября первые студенты приступили к занятиям на четырех факультетах: физико-техническом, химическом, социально-экономическом и политехническом.

В 1932 году индустриально-педагогический институт был преобразован в педагогический. Перестал существовать политехнический факультет, социально-экономический факультет был реорганизован в исторический, физико-технический преобразован в физико-математический. В том же году были открыты рабфак и вечернее отделение с двумя факультетами: физико-математическим и литературным.

В 1934 году был организован учительский институт, который готовил учителей для семилетних школ.

Изначально было создано две кафедры: физики и математики. С годами кафедра математики делилась на более узкие направления, меняла свое название. В разные годы заведующими кафедры были:

Кафедра математики: профессор Новицкий С.Л. (1934-1935 гг.); профессор Гвоздёв А.П. (1935-1937 гг.); доцент Кочев В.А. (1938-1939 гг.); доцент Никулин Н.А. (1940-1941 гг.); доцент Клименко С.М. (1941-1944 гг.).

Кафедра алгебры и геометрии: доцент Александров Василий Александрович (1938-1941 гг.); доцент Аргунов Борис Иванович (1944-1948 гг.); доцент Горшенин Святослав Михайлович (1948-1957 гг.).

Кафедра элементарной математики: доцент Минковский Владимир Львович (1957-1971 гг.); доцент Горшенин Святослав Михайлович (1971-1975 гг.).

Кафедра алгебры и геометрии: доцент Ветров Владимир Владимирович (1975-1985 гг.); доцент Беляева Ирина Севериановна (1985-1992 гг.).

Кафедра геометрии и методики преподавания математики: доцент Беляева Ирина Севериановна (1992-2000 гг.); профессор Ветров Владимир Владимирович (2000-2009 гг.)

В настоящее время (с 2009 г.) заведующей кафедрой является доктор педагогических наук, профессор Тарасова Оксана Викторовна.

На вторую половину ХХ века приходится начало расцвета педагогической деятельности блестящих математиков, методистов Александровой Г.А., БеляевойИ.С., Ветрова В.В., Горшенина С.М., Коломеец Н.А., Кречетовой Г.А., Минковского В.Л., Муромцевой Л.И., Парнасского И.В., ПарнасскойО.Е., Проскуриной Р.Г., Судзиловской Т.А.

Преподавателями кафедры геометрии и методики преподавания математики за долгое время её существования подготовлено и выпущено не одно поколение учителей математики, которые работали и сейчас трудятся не только в городе Орле и Орловской области, но и далеко за их пределами.

Лучшие дипломные работы ежегодно представляются на конкурс учебных и методических работ по математике им. А.П. Киселева. За последние годы работы выпускников – Бакурова А.Н., Петровой А.А., Галаниной Е.А., Настасьиной Ю.М., Горбачевой Е.А., Ильиновой Т.С., Шарова С.И., Чиняковой И.В., Клеймёничевой Н.А. – заняли первые места.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ 

 

КАФЕДРА ВЕДЁТ ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН:

  • Аналитическая геометрия
  • Дифференциальная геометрия и топология
  • Методы изображений и геометрических построений
  • Методика преподавания математики
  • История и методология математики
  • Элементарная математика
  • Практикум по методике преподавания математики
  • Школьная математическая олимпиада
  • Научные основы школьного курса математики
  • Современные средства оценивания результатов обучения
  • Методика организации обучения по подготовке к итоговой аттестации за курс математики в средней школе
  • Эволюция урока математики в общеобразовательных учебных заведениях россии
  • Задачи с параметрами
  • Методика преподавания математики в вузе
  • Методика организации дистанционного обучения математике в средней школе
  • Функциональные способы решения задач элементарной математики

 

Преподавателями кафедры опубликован целый ряд учебно-методических пособий, монографий, учебников. Среди них следующие:

 

 

Авдеев Ф.С., Авдеева Т.К. Андрей Петрович Киселёв. – Орел: Изд-во Орловской государственной телерадиовещательной компании, 2002. – 268с.

Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учеб.пособие. -  Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2009. – 732с.

Минковский Владимир Львович – педагог, историк, методист. К 100-летию со дня рождения. Автор-составитель Тарасова О.В. – Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2011 – 276с.

Авдеева Т.К., Авдеев Ф.С. Константин Дмитриевич Краевич. Жизнь. Педагогическая деятельность. Научное творчество. – Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2011. – 224с. 

 

 

Колягин, Ю.М., Саввина О.А. Тарасова, О.В. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль Ч.I. - Орел.: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2007. – 307 с.

Колягин, Ю.М., Саввина О.А. Тарасова, О.В. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. Ч.2. Первая половина ХХ века. - Орел.: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2007. – 240 с.

Колягин, Ю.М., Саввина О.А. Тарасова, О.В. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. Ч.III. Вторая половина ХХ века и начало XXI века. - Орел.: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2007. – 273 с.

Громов В.П.,  Мишин С.Н., Панюшкин С.В.

Операторы конечного порядка и дифференциально-операторные уравнения. Монография. – Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2009. – 430с.

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ

Основные научные направления кафедры:

• совершенствование содержания и методики преподавания математики в школе и вузе; история и теория математического образования в школе и вузе; научно-методическая подготовка учителя математики к работе в профильных классах общеобразовательной школы (13.00.01, 13.00.02, 13.00.08);

В рамках данных направлений осуществляется подготовка кандидатских и докторских диссертаций, разработка учебных и учебно-методических пособий, участие в организации инновационных образовательных проектов для средних общеобразовательных и средних специальных учебных заведений, входящих в состав университетского учебно-методического комплекса.

В ОГУ существует научно-педагогическая школа по заявляемой специальности. Основная тематика школы связана с направлениями: психолого-дидактические аспекты процесса познания в области математики, история обучения математике в средних учебных заведениях России.

Аспирантура по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика) открыта 1995 году.

На базе физико-математического факультета работает диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика).

Научное руководство аспирантами по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика) обеспечивают преподаватели:  доктор пед. наук, профессор Авдеев Фёдор Степанович, доктор пед. наук, профессор Авдеева Татьяна Константиновна, доктор пед. наук, профессор Селютин Владимир Дмитриевич, доктор пед. наук, профессор Тарасова Оксана Викторовна.

 

• спектральная теория операторов в локально-выпуклых пространствах (01.01.01).

При кафедре плодотворно работает и развивается научная математическая школа «Теория операторов и локально-выпуклых пространств», объединенная в рамках научно-учебной лаборатории теории функций и функционального анализа. Создателем школы являлся доктор физико-математических наук, профессор Виталий Петрович Громов. Наиболее активную часть школы составляют его ученики — доктор педагогических наук Авдеев Ф.С., кандидаты физико-математических наук Аксенов Н.А., Алексеева Е.Н., Мишин С.Н., Можарова Т.Н., Панюшкин С.В., СоломатинО.Д.

 Работает аспирантура  по специальности 01.01.01 – Вещественный, комплексный и функциональный анализ; 01.01.04 – Геометрия и топология.

 

Преподавателями кафедры получены научные результаты:

1. Нa основе нетрадиционного подхода к использованию принципа историзма выдвинута концепция профессиональной подготовки будущего учителя математики, основанная на единстве нравственного воспитания, школьного и профессионального вузовского обучения на примере жизни и педагогической деятельности классиков математического образования; выявлены оптимальные условия осуществления интеграции обучения и воспитания в системе профессиональной подготовки учителя-мастера.

2. Предложен один из вариантов методики, направленной на эффективную реализацию воспитывающего обучения математике в условиях учебно-воспитательного комплекса на основе изучения жизни и деятельности педагогов-классиков математического образования и их педагогического наследия. Выполнено историко-биографическое жизнеописание учителей-классиков Андрея Петровича Киселева (1852-1940) и Константина Дмитриевича Краевича (1833-1892) и даны рекомендации по использованию их педагогического наследия.

3. Найдены условия систематизации знаний и способов деятельности студентов; создан механизм систематизации знаний по аналитической геометрии; сформулированы требования к системе циклов задач алгоритмического типа и системе задач полуэвристического и эвристического типов в аналитической геометрии; построены целостные системы задач, удовлетворяющие указанным требованиям, и задания к ним; разработаны методические основы дифференцированного обучения аналитической геометрии, направленные на систематизацию знаний.

4. На основе научного анализа широкого круга источников впервые дано целостное представление об истории становления и развития курса геометрии в отечественных средних учебных заведениях; выявлены различные факторы, влияющие на эволюцию школьной геометрии; дана характеристика взглядов конкретных педагогов-математиков на роль и место геометрии в системе математического образования, на содержание школьной геометрии, возможные пути методики обучения геометрии.

5. Обоснована авторская периодизация эволюции теории и практики обучения геометрии в различного вида средних учебных заведений России; установлен круг персоналий, определивших становление и развитие школьной геометрии как самостоятельной учебной дисциплины, авторов учебников геометрии и методик её преподавания; дана характеристика результатов обучения геометрии в дореволюционной школе; выявлены причины внедрения геометрии в школе; впервые осуществлён целостный анализ программ, учебных планов и учебной литературы по геометрии начиная с XVIII века; установлен круг персоналий, малоизвестных и незаслуженно забытых, оставивших заметный след в истории геометрического образования; обоснована необходимость широкого использования дореволюционного опыта в преподавании школьного курса геометрии с учётом современных условий развития школы в условиях модернизации.

6. Установлены дидактические возможности тестирования на различных этапах процесса обучения математике; проведена и проиллюстрирована примерами наиболее полная классификация математических тестов по различным основаниям; предложена модель многофункциональных тестов и намечены пути ее реализации в процессе обучения математике; выработаны требования к структуре и содержанию тестов различной функциональной направленности в классах с углубленным изучением математики; разработана методика обучения математике, включающая в себя тестирование.

7. Получены необходимые и достаточные условия совпадения пространства значений обобщённого преобразования Фурье с пространствами целых и аналитических функций; установлен общий вид линейного непрерывного функционала на пространствах целых и аналитических векторнозначных функций; найдены характеристики (порядок и тип) дифференциальных операторов и оператора обобщённого дифференцирования Гельфонда-Леонтьева в пространствах целых и аналитических функций.

8. Установлен ряд новых свойств порядка и типа оператора и последовательности операторов; найдены порядки и типы некоторых, часто встречающихся на практике операторов, действующих в конкретных функциональных пространствах; найдены достаточные условия голоморфности вектор-функции, порожденной оператором конечного порядка, а также указаны ее характеристики роста (порядок и тип) в том случае, получены достаточные условия применимости операторных рядов к векторному пространству; обобщен ряд теорем, относящихся к спектральной теории линейных непрерывных операторов, на случай ненормируемых локально выпуклых пространств.

 

Результаты исследований публикуются в известных периодических изданиях, монографиях и факультетском сборнике научных трудов «Вестник науки».

 

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

Кафедра ведет целевую профориентационную работу. Преподаватели активно взаимодействуют в рамках учебного процесса с гимназиями, лицеями и школами города Орла и Орловской области.

 

 

 

 

СОСТАВ КАФЕДРЫ

 

   

 

Тарасова Оксана Викторовна  – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

Докторская диссертация «Становление и развитие геометрического образования в дореволюционной средней школе России» (2006 г.), специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика)

Сфера научных интересов: исследование проблем методики преподавания геометрии в школе, история математики и математического образования.

Читаемые курсы: «Современные проблемы науки и образования», «Методика преподавания математики в вузе», «Инновационные процессы в образовании», «Методика обучения и воспитания (математика)», «Научные основы школьного курса математики», «Методика обучения геометрии в профильной школе с применением математических компьютерных пакетов», «История становления и развития геометрического образования средней школы России», «Методика преподавания математики в классах коррекционно-развивающего обучения».

Публикации: 110 научных и учебно-методических работ, используемых в педагогической практике

1. Тарасова О.В. История школьной геометрии с древних времён и до конца XIX века: Основные этапы развития элементарного курса: Монография [Текст] /О.В. Тарасова – Орел.: ОАО «Типография «Труд», 2004. – 452с.

2. Тарасова О.В. История школьной геометрии в России с конца XIX века до революции 1917 года: Монография [Текст] /О.В. Тарасова – Орел.: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2005. – 268 с.

3. Колягин Ю.М., Саввина О.А. Тарасова О.В. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль Ч.I. От древнейших времен до XX века [Текст] / Ю. М. Колягин, О. А. Саввина, О. В. Тарасова. — 3-е изд. — Орел.: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2007. – 307 с.

4. Колягин Ю.М., Саввина О.А. Тарасова О.В. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. Ч.2. Первая половина ХХ века [Текст]/ Ю. М. Колягин, О. А. Саввина, О. В. Тарасова. — 3-е изд. — Орел.: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2007. – 240 с.

5. Колягин, Ю.М., Саввина О.А. Тарасова О.В. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. Ч.III. Вторая половина ХХ века и начало XXI века [Текст] / Ю. М. Колягин, О. А. Саввина, О. В. Тарасова. — 3-е изд. — Орел.: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2007. – 273 с.

6. Тарасова О.В. Математики-педагоги России. Забытые имена. Книга 5. Александр Матвеевич Астряб [Текст] /О.В. Тарасова. – Орёл: ОГУ ВПО «ОГУ», ООО «Картуш- ПФ», 2009. – 153с.

7. Тарасова О.В. Минковский Владимир Львович — педагог, историк, методист. К 100-летию со дня рождения. — Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2011. – 276 с.

8. Тарасова О.В. О содержании математической подготовки будущего учителя начальных классов. — // Начальная школа. — 1995. — №7. — С. 60-63 (в соавт. с Ю.М. Колягиным).

9. Тарасова О.В. Наглядная геометрия в начальных классах. //Начальная школа. — 1996. — №9. — С.70-73 (в соавт. с Ю.М. Колягиным).

10. Тарасова О.В. По страницам арифметического задачника для деревенской школы. К 120-летию со дня рождения А.М. Астряба. // Начальная школа. — 1999. — №2. — С. 53-55.

11. Тарасова О.В. Наглядная геометрия: ее роль и место, история возникновения.// Начальная школа. — 2000. — №4. — С.104-110. (в соавт. с Ю.М. Колягиным).

12. Тарасова О.В. Роль наглядной геометрии в обеспечении преемственности при обучении математике. //Начальная школа. – 2001. — №5. – С.57-60.

13. Тарасова О.В. О сосуществовании подготовительного и систематического курсов геометрии. //Математика в школе. – 2003. — №4. – С.68-71.

14. Тарасова О.В. Организация народного образования во второй половине XVIII века. //Начальная школа. – 2003. — №8. – С.45-48 (в соавт. с Ю.М. Колягиным, О.А. Саввиной).

15. Тарасова О.В. Пространственная геометрия: история и современность. //Начальная школа. – 2003. — №8. – С.81-83.

16. Тарасова О.В. Неординарное явление в области учебной литературы. // Математика в школе. – 2004.- №2. – С.77-78. (в соавт. с Ю.М. Колягиным).

17. Тарасова О.В. Организация народного образования в России. Первая воловина XIX века.//Начальная школа. – 2004. — №4. – С.120-128. (в соавт. с Ю.М. Колягиным, О.А. Саввиной).

18. Тарасова О.В. Двойной юбилей – журнала и учёного. //Математика в школе. – 2004.- №5. – С.5-7.

19. Тарасова О.В. «Врата учёности» для многих поколений. //Начальная школа. – 2004. — №6. – С.65-69.

20. Тарасова О.В. Геометрический круговой орнамент. //М: Начальная школа. – 2005. — №10. – С.46-47.

21. Тарасова О.В. Александр Матвеевич Астряб — проповедник наглядной геометрии. К 130-летию со дня рождения и к 100-летию первой работы «Наглядная геометрия» – Математика в школе. – 2009. — №5. – С.49-57.

22. Тарасова О.В. Владимир Львович Минковский – педагог, историк, методист (к 100-летию со дня рождения).// Математика в школе. – 2011. — №9. – С.71-74 (в соавторстве с В.В. Ветровым).

23. Тарасова О.В. Главное – не переставать об этом думать! К 100-летию со дня рождения видного педагога-математика Владимира Львовича Минковского. / Математика в образовании: Сб.статей. Вып 7./ под ред. И.С.Емельяновой. – Чебоксары: Из-во Чуваш.ун-та, 2011. – С.12-15.

24. Тарасова О.В. Школьное математическое образование в Орловской области: прошлое и настоящее. //Современная математика: образование и наука: материалы выездного заседания Научно-методического совета по математике Министерства образования и науки РФ и Международной научно-практической конференции «Математика и ее приложения. Экономическое прогнозирование: модели и методы», 2011 г. г.Орел /под общ. ред. В.Д. Селютина. – Орел: ОГУ, 2011. – С.88-99. 

25. Тарасова О.В. Дорога жизни, ступени науки (к 85-летию Ю.М. Колягина)/ О.А. Саввина, О.В.Тарасова// Математика в школе. — №4. – 2012. – С.74-75.

26. Тарасова О.В. Иван Иванович Жегалкин – блестящий педагог и передовой учёный, уроженец Орловщины (к 65-летию со дня смерти) [Текст]/ Ю.М. Колягин, О.А. Саввина, О.В.Тарасова// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки» №2 (46), 2012. – С.254-261.

27. Тарасова О.В. Основные направления построения систематического курса геометрии в школьных учебниках второй половины XIX века. [Текст] /О.В.Тарасова// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки» №2 (46), 2012. – С.337-342.

28. Тарасова О.В. Изучение историко-культурного наследия Орловщины средствами геометрии. [Текст] /О.В.Тарасова, Д.В. Ставцева.// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки» №2 (46), 2012. – С.332-336.

29. Тарасова О.В. История становления и развития геометрического образования в средней школе России: учебно-методическое пособие по дисциплине «История становления и развития геометрического образования в средней школе России», предназначено для магистров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», программа «Математика». - Орел.: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2013. – 70с. 

30. Тарасова О.В. Организация Педагогической практики в рамках магистерской программы «Математика» направления подготовки «Педагогическое образование». //Физико-математическое образование в школе и вузе: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и учителей. /Под ред. Е.Н. Перевощиковой. – Нижний Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2013. - С.113-114. 

31. Тарасова О.В. Учебники «Дифференциальное исчисление» и «Интегральное исчисление» Николая Николаевича Лузина. // Сборник трудов Всероссийской конференции по истории математики и математического образования, посвященной 130-летию со дня рождения Н.Н. Лузина. 9-10 декабря 2013 г.- Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. - С.79-83. 

32. Тарасова О.В. Программная среда «1С: Математический конструктор» - интерактивная творческая среда для создания математических моделей учебно-методическое пособие по дисциплине Методика обучения геометрии учащихся профильных классов с применением математических компьютерных пакетов, предназначено для магистров по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, программа Математика. - Орел.: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2014. – 32 с.

33. Тарасова О.В. Полезная книга пол истории образования.//Математика в школе. - №1. – 2014. – С.69-70.

34. Тарасова О.В. Создание регулярной государственной системы народного образования к 230-летию выхода первого школьного устава (принят Екатериной II в 1786 г.)// История науки и техники. – 2016. - №3. – С.60-65.

35. Кожухов С.К., Тарасова О.В. ЕГЭ по математике: в ногу со временем. // Математика в школе. – 2016. - №4. – С.39–42.

36. Тарасова О.В. Историко-математическая подготовка магистров про направлению подготовки «Педагогическое образование». // История и методология науки: Материалы Международной научно-методической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.И. Бородина. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. – С.145-148.

   

 

Авдеева Татьяна Константиновна  – доктор педагогических наук, профессор

Докторская диссертация «Профессиональная подготовка и нравственное воспитание будущего учителя математики на трудах классиков математического образования» (2005 г.), специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика)

Сфера научных интересов: методика преподавания математики в общеобразовательной школе; история математики и математического образования.

Читаемые курсы: «Методика преподавания математики», «История математики», «История и методология математики», «Методика организации и проведения элективных курсов по математике», «Современные проблемы математики», «Современные проблемы науки и образования», «История математического образования и педагогических идей в русской школе».

Публикации: около 60 научных и учебно-методических работ, используемых в педагогической практике

1. Авдеева Т.К. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения курсу «Методика преподавания математики в средней школе. [Текст] /Т.К. Авдеева — Орел: ОГПУ, 1989. — 35 с.

2. Авдеева Т.К. Профессиональная ориентация учащихся на уроках математики в сельской малокомплектной школе. [Текст] /Т.К. Авдеева — Орел: ОГУ, 1999. — 96 с.

3. Авдеева Т.К. Классики педагогического образования в профессиональной подготовке учителя математики. Монография. [Текст] /Т.К. Авдеева — Орел: ОГУ, 2004. — 392 с.

4. Авдеева Т.К., Авдеев Ф.С. Андрей Петрович Киселев. [Текст] /Т.К. Авдеева, Ф.С. Авдеев — Орел: Издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 2002. — 268 с.

5. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учебное пособие. [Текст] / Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Мерлина Н.И., Мерлин А.В., Саввина О.А., Т.К. Авдеева, Терентьева Л.П. – Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2009. — 732 с.

6. Авдеева Т.К., Авдеев Ф.С. Константин Дмитриевич Краевич. Жизнь. Педагогическая деятельность. Научное творчество. [Текст] /Т.К. Авдеева, Ф.С. Авдеев — Орел, ГОУ ВПО «ОГУ», 2011. — 224 с.

7. Авдеева Т.К., Авдеев Ф.С. Роль преподавателей Орловской гимназии в становлении А.П. Киселева как педагога и автора учебников математики [Текст] /Авдеева Т.К., Авдеев Ф.С. //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки».- Орел, 2012.- №2 (46). — С.200-203.

8. Авдеева Т.К., Авдеев Ф.С. Роль московского математического кружка в развитии методики преподавания математики: исторический экскурс. [Текст] /Авдеева Т.К., Авдеев Ф.С. //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки».- Орел, 2012.- №2 (46). — С.204-208.

9. Авдеева Т.К. Методика использования информационных технологий на уроках математики в общеобразовательной школе. [Текст] /Т.К. Авдеева //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки».- Орел, 2012.- №2 (46). — С.209-212.

10. Авдеева Т.К. Эволюция педагогического образования в России XIX – начала XX века [Текст] /Т.К. Авдеева //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки».- Орел, 2012.- №2 (46). — С.213-219.

11. Авдеева Т.К., Авдеев  Ф.С. Беречь честь с молоду – важный принцип нравственного воспитания.// Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Общая топология. Проблемы математического образования [Текст]: тезисы докладов Четвёртой Международной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН, академика Европейской академии наук Л.Д. Кудрявцева. Mосква, РУДН, 25–29 марта 2013 г. — М.: РУДН, 2013. — С.633-635.

12. Авдеева Т.К., Авдеев  Ф.С. Использование национальных традиций при подготовке будущего учителя математики. Физико-математическое образование в школе и вузе: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и учителей. /Под ред. Е.Н. Перевощиковой. – Нижний Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2013. - С.37-38.

13. Авдеева Т.К., Авдеев  Ф.С. Верность. // Г.И. Архипов Избранные труды. Под ред. В.Н. Чубарикова. – Орел: издательство Орловского государственного университета, 2013. – С.3-7.

14. Авдеева Т.К. Организация образовательного пространства, объединяющего семью и школу. // Сибирский учитель. – 2014. - №3(94). - С.19-22.

   

 

Кожухов Сергей Константинович – кандидат педагогических наук, доцент

Диссертация «Тестирование в классах с углубленным изучением математики» (1999 г.), специальность 13.00.02 – теория и методика обучения математике

Сфера научных интересов: содержание и методика преподавания математики в классах с углубленным изучением предмета, олимпиадная математика.

Читаемые курсы: «Элементарная математика», «Школьная математическая олимпиада», «Методика и технология обучения математики в классах с профильным изучением предмета», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Задачи с параметрами».

Публикации: 35 научных и учебно-методических работ

1. Кожухов С.К. Тесты в процессе обучения математике. [Текст] /С.К. Кожухов //Математика (приложение к газете “1 сентября”), 2000. – №27.

2. Кожухов С.К. Как провести отбор учащихся в класс с углубленным изучением математики. [Текст] /С.К. Кожухов. // Математика в школе. — 2000. – №5.

3. Кожухов С.К. Составление задач школьниками на уроках математики. [Текст] /С.К. Кожухов. //Математика в школе. — 1995. – №2.

4. Кожухов С.К., Ветрова С.А. Внеклассная работа по математике в 5-м классе. Сборник задач. [Текст] /С.К. Кожухов, С.А. Ветрова. — Орел: ОИУУ, 1995.

5. Кожухов С.К., Володин В.К. Внеклассная работа по математике в 6-м классе. Сборник задач. [Текст] /С.К. Кожухов, В.К. Володин. — Орел: ОИУУ, 1995.

6. Кожухов С.К. Об одном классе параметрических задач. [Текст] /С.К. Кожухов.// Математика в школе. — 1996. – №3.

7. Кожухов С.К. Решение задач с параметром разными способами. [Текст] /С.К. Кожухов.// Математика в школе. — 1998. – №6.

8. Кожухов С.К. Сто олимпиадных задач по математике. Учебно-методическое пособие. [Текст] /С.К. Кожухов. — Орел: ОИУУ, 1998.

9. Кожухов С.К. Геометрические места точек на координатной плоскости. [Текст] /С.К. Кожухов. //Математика в школе, 1999. – №5.

10. Кожухов С.К. Итоговые тесты по математике. Дидактические материалы. [Текст] /С.К. Кожухов. — Орел: ОИУУ, 1999. — 44 c.

11. Кожухов С.К. Целая и дробная часть числа. Методические рекомендации. [Текст] /С.К. Кожухов. — Орёл: ОИУУ, 2000. — 20 c.

12. Кожухов С.К., Кожухова С.А. Уравнения и неравенства с параметром. Учебно-методическое пособие. [Текст] /С.К. Кожухов, С.А. Кожухова. — Орел: ОИУУ, 2000.

13. Кожухов С.К., Кожухова С.А. Экзамен по геометрии в 9-летней школе. Математика. Приложение к газете «1 сентября» [Текст] /С.К. Кожухов, С.А. Кожухова, 2000. – №15.

14. Кожухов С.К., Ветров В.В. Подготовка к вступительным экзаменам по математике. Учебное пособие. [Текст] /С.К. Кожухов, В.В. Ветров. — Орел: ОГУ, 2002.

15. Кожухов С.К. Районные математические олимпиады (1995-2001): 9-11 классы. Методическое пособие. [Текст] /С.К. Кожухов. — Орёл: ОИУУ, 2002. — 64 c.

16. Кожухов С.К., Володин В.К. О некоторых способах вычисления расстояния между скрещивающимися прямыми (Статья). [Текст] /С.К. Кожухов, В.К. Володин. // Математика в школе, 2008. – №1.

17. Кожухов С.К. Материалы для самостоятельной работы по математике для слушателей «нулевого» курса. Подготовка к единому государственному экзамену [Текст] / С.К. Кожухов – Орел: ОГУ, 2009 – 40 с.

18. Кожухов С.К., Кожухова С.А. О методической целесообразности решения задач разными способами. [Текст] /С.К. Кожухов, С.А. Кожухова. // Математика в школе, №3, 2010 – С. 42-44.

19. Кожухов С.К. Читаем график производной. [Текст] /С.К. Кожухов.// Математика. — №8. – 2010. – С.17-18.

20. Кожухов С.К. 10 вариантов для подготовки к Единому государственному экзамену по математике. [Текст] /С.К. Кожухов.// – Орёл: ОИУУ, 2010. – 24 с.

21. Кожухов С.К., Кожухова С.А. Уравнения и неравенства с параметром. [Текст] /С.К. Кожухов, С.А. Кожухова. – Орел: ОИУУ, 2010. – 76с.

22. Кожухов С.К., Панюшкин С.В. Готовимся к олимпиаде и ЕГЭ по математике – 11 класс. [Текст] /С.К. Кожухов, С.В. Панюшкин. – Орел: ГОУ ДПО (ПК) С ОИУУ, 2011. – 60с.

23. Кожухов С.К. Аналитический и графический способ решения задач с параметром. // Вестник науки. Сборник научных работ преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов физико-математического факультета. Выпуск 12. – Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2013. - С.235-2239.

24. Кожухов С.К. Школьная математическая олимпиада: учебно-методическое пособие по дисциплине «Школьная математическая олимпиада», предназначено для бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль «Математика». - Орел.: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2013. – 48 с.

25. Кожухов С.К. Задачи с параметром. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Задачи с параметром», предназначено для бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Математика». - Орел.: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2014. –  72 с.

26. Кожухов С.К., Тарасова О.В. ЕГЭ по математике: в ногу со временем. // Математика в школе. – 2016. - №4. – С.39–42.

   

 

Логунов Игорь Сергеевич – кандидат физико-математических наук, доцент

Диссертация «Инварианты поверхностей четвертого порядка в трехмерном проективном пространстве» (1989 г.), специальность 01.01.04 – геометрия и топология.

Сфера научных интересов: инвариантные тензоры на однородных пространствах.

Читаемые курсы: «Геометрия», «Аналитическая геометрия», «Неевклидовы геометрии», «Практикум по решению задач повышенной трудности по геометрии», «Проективная геометрия».

Публикации: около 20 научных и учебно-методических работ

1. Логунов И.С. О проективных инвариантах плоских кривых третьего порядка (статья). Вестник СамГТУ. Серия «Физико-математические науки». Выпуск 18. – Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. – С.94-100.

2. Логунов И.С. Практикум по тригонометрии для студентов физико-математических факультетов пединститутов. Методическое пособие. – Орел: ОГПИ, 1992. – 72 с.

3. Логунов И.С. Ошибки в решении конкурсных задач по геометрии на вступительных экзаменах по математике. // Актуальные проблемы обучения математике (К 150-летию со дня рождения А.П. Киселёва) Т.2.: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. Орёл: Изд-во ОГУ, 2002. — С. 70-74.

4. Логунов И.С. Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения физико-математического факультета ОГУ к выполнению контрольной работы по геометрии. Учебное пособие. — Орел: ОГУ, 2003. – 39 с.

5. Логунов И.С. Справочник по элементарной геометрии. Учебно-методическое пособие. [Текст] /И.С. Логунов — Орел: ОГУ, 2003. – 52 с.

6. Логунов, И.С. Многомерная геометрия: Многомерные пространства. Квадратичные формы и квадрики. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Дополнительные главы алгебры и геометрии», предназначено для самостоятельной работы бакалавров по направлению подготовки: 01.04.00.62 – прикладная математика и информатика, профиль: Системное программирование и компьютерные технологии, квалификация: бакалавр. - Орел.: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2013. – 64 с. 

 

 

   

 

Мишин Сергей Николаевич – кандидат физико-математических наук, доцент

Диссертация «Операторы конечного порядка в локально выпуклых пространствах и их применение» (2002 г.), специальность 01.01.01 – математический анализ.

Сфера научных интересов: общая теория операторов в локально выпуклых пространствах.

Читаемые курсы: «Дифференциальная геометрия и топология», «Научные основы школьного курса математики», «Геометрия», «Аналитическая геометрия», «Методы изображений и геометрических построений».

Публикации: около 20 научных работ

1. Мишин С.Н. О порядке и типе оператора. //Доклады Академии наук, 2001, т. 381, № 3 – С. 309-312.

2. Мишин С.Н. Операторы, коммутирующие с оператором конечного порядка. // Фундаментальная и прикладная математика, Т. 8. — № 4. – 2002. – С. 1059-1067.

3. Мишин С.Н. Связь порядка и типа последовательности линейных непрерывных операторов с борнологической сходимостью. //Вестник РУДН, серия «Математика. Информатика. Физика». — № 4. – 2010. — С. 26-34.

4. Громов В.П., Мишин С.Н., Панюшкин С.В. Операторы конечного порядка и дифференциально-операторные уравнения. Монография. – Орёл: ГОУ ВПО «ОГУ», 2009 – 430 с.

5. Мишин С.Н. Связь порядка и типа последовательности операторов с бесконечностью пространства. // Ученые записки ОГУ №6(56), 2013. – С.48-50.

6. Мишин С.Н. Связь операторного порядка и типа функции с ее аналитичностью. // Ученые записки ОГУ №6(56), 2013. – С.51-53.

7. Мишин С.Н. Порядок и тип суммы и произведения коммутирующих операторов. // Ученые записки ОГУ №3(59), 2014. – С.70-71.

8. Мишин С.Н. Порядки и типы некоторых интегральных операторов в пространствах непрерывных функций. // Ученые записки ОГУ №3(59), 2014. – С.72-73.

 

   

 

Овсянникова Татьяна Львовна – кандидат педагогических наук, доцент

Диссертация «Дифференцированные учебные задания как средство систематизации знаний студентов при изучении аналитической геометрии» (1998 г.), специальность 13.00.02 – теория и методика обучения математике.

Сфера научных интересов: методика преподавания геометрии в высшей школе, технологии дистанционного обучения в курсе геометрии высшей школы, история математики.

Читаемые курсы: «Геометрия (элементы векторной алгебры, аналитическая геометрия, проективная геометрия, методы изображения, геометрические построения на плоскости циркулем и линейкой, дифференциальная геометрия, общие вопросы аксиоматики, неевклидовы геометрии, основания геометрии)», «История и методология математики», «Дополнительные главы геометрии (многомерные пространства, квадратичные формы и квадрики)», «Практикум решения задач повышенной трудности», «Построение развёрток геометрических поверхностей».

Публикации: 24 научных и учебно-методических работ

1. Овсянникова Т.Л. Развитие пространственного воображения студентов в процессе использования аппроксимации при построении разверток. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения математике», Т. 1 – Орёл, 2002. – С. 301–305.

2. Овсянникова Т.Л. О векторно-координатном методе построения сечений многогранников. //Вестник науки /Сборник научных работ преподавателей и аспирантов физико-математического факультета – Орёл: Картуш, 2002. – С. 31–35.

3. Овсянникова Т.Л. Об изучении истории математики студентами направления подготовки «Прикладная математика и информатика». //Международная научно-практическая конференция «Проблемы математического образования: история и современность», посвящённая 100-летию со дня рождения педагога-математика Владимира Львовича Минковского. Материалы конференции. – Орёл: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2011. – С. 179-182.

4. Овсянникова Т.Л. Построение развёрток геометрических поверхностей: Учебно-методическое пособие для студентов. – Орёл: Труд, 2002. – 40 с.

5. Овсянникова Т.Л. Решение задач повышенной трудности: Учебно-методическое пособие для студентов. – Орёл, 2002. – 54 с.

6. Овсянникова Т.Л. Методы изображений: Учебно-методическое пособие для студентов. – Орёл, 2002. – 20 с.

7. Овсянникова Т.Л. Материалы для самостоятельной работы по математике для слушателей «нулевого» курса [Текст] / Т.А. Судзиловская, Т.Л. Овсянникова, С.К. Кожухов. – Орёл: Издательство ОГУ, 2007. – 85 с.

8. Овсянникова Т.Л. Аналитическая геометрия. Разделы: элементы векторной алгебры, метод координат на плоскости: учебно-методическое пособие по дисциплине «Аналитическая геометрия» для студентов I – II курсов, обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация бакалавр) профили «Математика», «Информатика».– Орёл: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2012. – 48 с.

9. Овсянникова Т.Л. Текущий контроль знаний при дистанционном и смешанном обучении математике в высшей школе. // Инновационные процессы в современной школе: методология, теория и практика: Сб. ст. Междунар. заочной науч.-практ. конф., посвящённой 75-летию ТГПУ им. Л.Н. Толстого (24 апреля 2013 г.) / Под общ. ред. С.В. Митрохиной. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. - С. 58-60.

10. Овсянникова Т.Л. Дистанционное обучение высшей математике в России // Вестник науки: Сборник научных работ преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов физико-математического факультета. Выпуск 12. – Орёл: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2013. С. 260-265.

11. Овсянникова Т.Л. Осуществление дифференцированного подхода при дистанционном обучении математике // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. № 11 (20). Часть I: сборник статей по материалам XX международной заочной научно-практической конференции. – М.: Международный центр науки и образования, 2013. С. 65-69.

12. Овсянникова Т.Л. Аналитическая геометрия. Раздел: Преобразования плоскости: учебно-методическое пособие по дисциплине «Аналитическая геометрия» для студентов I – II курсов, обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация – бакалавр) профили «Математика», «Информатика». Орел.: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2013. – 44 с.

13. Овсянникова Т.Л. Тенденции и проблемы развития дистанционного обучения высшей математике. // Информатика и информационные технологии в образовании, науке и производстве: сборник научных статей. Ч. I. – Волжский: Нобель Пресс. 2014. С. 133 – 136.

14. Овсянникова Т.Л. Зарубежный опыт дистанционного обучения высшей математике. // Учёные записки Орловского государственного университета. 2014. №1 (57). – Орёл: изд-во ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2014. - С. 389-392.

15. Овсянникова Т.Л. Принципы личностно-деятельностного подхода при дистанционном изучении математики. // Открытое и дистанционное образование. 2014. №2 (54). С. 77-83. 

   

 

Панюшкин Сергей Владимирович – кандидат физико-математических наук, доцент

Диссертация «Обобщённое преобразование Фурье и его применения» (2005 г.), специальность 01.01.01 – математический анализ.

Сфера научных интересов: общая теория операторов в локально выпуклых пространствах.

Читаемые курсы: «Функциональный анализ», «Дифференциальная геометрия и топология», «Локально выпуклые пространства».

Публикации: более 20 научных и учебно-методических работ

1. Панюшкин С.В. Обобщенное преобразование Фурье и его применения. // Математические заметки. – 2006. – Т. 79 – вып. 4.

2. Панюшкин С.В. О структуре пространства, сопряженного к пространству аналитических векторнозначных функций. // Доклады Академии наук. – 2007. – Т. 413. – № 2.

3. Громов В.П., Мишин С.Н., Панюшкин С.В. Операторы конечного порядка и дифференциально-операторные уравнения. Монография. – Орёл: ГОУ ВПО «ОГУ», 2009 – 430 с.

4. Аксёнов Н.А., Панюшкин С.В. Задача Коши для «однородного» дифференциально-операторного уравнения высокого порядка. //Ученые записки ОГУ. Серия «Естественные, технические и медицинские науки» – ОГУ, Орел, 2010.

5. Кожухов С.К., Панюшкин С.В. Готовимся к олимпиаде и ЕГЭ по математике – 11 класс. – Орел: ГОУ ДПО (ПК) С ОИУУ, 2011. – 60 с.

6. Панюшкин С.В. Об общем виде линейного непрерывного функционала на весовых пространствах векторнозначных функций. Материалы Воронежской зимней математической школы «Современные методы теории функций и смежные проблемы». - Воронеж, 2013.

7. Панюшкин С.В. Об общем виде линейного непрерывного функционала на весовых пространствах векторнозначных функций. Материалы XI Казанской летней школы-конференции «Теория функций, ее приложения и смежные вопросы». - Казань, 2013.

8. Панюшкин С.В. Отчёт председателя предметной комиссии о результатах проведения единого государственного экзамена по математике в Орловской области.  Сборник методических и аналитических материалов по результатам ЕГЭ в Орловской области. Орёл, ОРЦОКО, 2014.

9. Панюшкин С.В. О структуре пространства сопряженного к пространству целых векторнозначных функций. //Воронежская зимняя математическая школа «Современные методы теории функций и смежные проблемы». - Воронеж, 2014. – С.178.