НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ

По результатам научно-исследовательской работы кафедры за последние 3 года опубликовано 4 монографии, 123 статьи и тезисов докладов на международных и всероссийских конференциях и 8 учебно-методических пособий. Сделано более 70 докладов на студенческих научных конференциях, подготовленных под руководством преподавателей кафедры, опубликовано более 40 студенческих работ (из них 9 работ выполнены самостоятельно без соавторства). 11 работ представлены на выставках. Успешно защищены две диссертации на соискание степени кандидата наук.

Исследования проводятся в рамках трех основных направлений: "Математические и инструментальные методы экономики", "Пути совершенствования содержания методов и средств воспитательной и образовательной работы в вузе, школе и дошкольных учреждениях" и "Теория аппроксимации в комплексной области".

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ

На базе кафедры алгебры и математических методов в экономике активно развивается научное направление, связанное с разработкой теоретических и методологических положений анализа экономических процессов и систем на основании использования экономико-математических методов и инструментальных средств.

Данное направление инициировано и активно поддерживалось заведующим кафедрой д.ф.-м.н. проф. А.Б. Секериным. В настоящее время оно развивается усилиями его учеников к.э.н. С.П. Строевым, к.э.н. Т.Н. Русских, к.э.н. Т.М. Бакуровой, к.ф.-м.н. Д.Е. Ломакиным под руководством д.п.н., профессора В.Д. Селютина.

За 18 лет с момента переименования кафедры коллективом получен ряд результатов в области экономико-математического моделирования, признанных научным сообществом:

  • Модели управления риском как ресурсом в системе налогового контроля;
  • Модели управления риском экономической несостоятельности производственных предприятий.
  • Модели формирования территориальной программы обязательного медицинского страхования в условиях риска финансовой необеспеченности.
  • Адаптивное трекинг-тестирование кредитоспособности предприятий-заемщиков.
  • Модели оценки эффективности деятельности региональных систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования".

Созданный научный задел послужил основой для открытия отдела «Системный анализ», вошедшего в состав научно-исследовательского института естественных наук Орловского государственного университета.

Результаты научных исследований регулярно докладываются и обсуждаются коллективом на конференциях и семинарах различного уровня.

Местом активных дискуссий по проблемам математического моделирования экономических процессов также является научный семинар «Математические и инструментальные методы экономики», функционирующий на базе физико-математического факультета. На семинаре выступают не только преподаватели и студенты кафедры, но и исследователи из других научных центров как российских, так и зарубежных. Нередкими гостями семинара являются представители «реального» сектора экономики региона, что позволяет поддерживать непосредственную связь науки и производства.

В рамках научного направления активно развивается не только математическое моделирование экономических процессов, но и их инструментальное сопровождение. Так, на региональном уровне признание получила разработанная сотрудниками и аспирантами кафедры информационная система «АФИНА», предназначенная для проведения интеллектуального анализа данных финансовой отчетности предприятий. Ведутся исследования возможностей применения нейросетевых технологий и систем нечеткой математики к решению ряда экономических задач. В качестве перспективных рассматриваются тематики, связанные с созданием корпоративных информационных систем, а также систем электронного документооборота организаций.

Студенты проходят практику в таких фирмах и организациях Орловской области как: производственно-технологическая компания Инвентос Инвентос, телекоммуникационные компании Ростелеком и NBN, банк Авангард и другие.

какие задачи они решают, чтобы показать, что мы сотрудничаем с реальными организациями (правильнее - сотрудничает С.П.), что наш профиль подготовки и наши студенты востребованы на рынке труда, что мы ведет активную работу в формировании профессиональных навыков студентов. Об этом очень хорошо напишут Строев С.П. и Бакурова Т.М.

В 2014 году Российским фондом финансирования исследований (РФФИ)  была поддержана заявка на грант "Проект организации X международной научно-практической конференции: Экономическое прогнозирование: модели и методы" № 14-06-06027 (руководитель: Давнис В.В. (ВГУ г. Воронеж), исполнитель: д.п.н., профессор Селютин В.Д.(ОГУ)

В 2016 году Российским Гуманитарным Научным Фондом (РГНФ) поддержан проект на тему «Математическое обеспечение мониторинга эффективности деятельности региональных систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования» №16-12-57005 (руководитель проекта – Русских Т.Н., исполнитель проекта – Строев С.П.)

 

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ,

ШКОЛЕ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Данное направление научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры ориентировано на разработку теоретических и методических основ обучения отдельным разделам математики в школе и вузе. В нем участвуют: д.п.н., профессор Селютин В.Д. (руководитель), к.п.н., доцент Чернобровкина И.И., к.п.н., доцент Зубкова Л.Н., к.п.н., доцент Лебедева Е.В.

В течение длительного периода (с 1991 г.) действует научная школа «Актуальные проблемы теории и методики обучения стохастике». Получены следующие основные научные результаты, получившие официальное признание как приоритетных:

1. Разработаны научные основы формирования методической готовности учите-ля к реализации стохастической содержательно-методической линии школьного курса математики.
2. Обоснована концепция реализации идеи фузионизма математики с физикой в техническом вузе на основе стохастики.
3. Разработана методика реализации прикладной направленности обучения теории вероятностей в экономическом вузе как средства формирования экономического мышления студентов.
4. Предложена методика обучения школьников элементам комбинаторики, статистики и теории вероятностей, направленная на максимальное согласование стохастических и традиционных понятий, обеспечивающая укрепление внутрипредметных связей школьного курса математики.
5. Разработана методика обучения студентов вузов экономического профиля теории вероятностей на основе прогнозирования и подтверждена ее эффективность.
6. Уточнены цели изучения теории случайных процессов применительно к вузам технологического профиля, определено содержание обучения студентов технологического профиля теории случайных процессов, разработаны специальные задачи, связанные с применением математических моделей реальных случайных процессов в профессиональной деятельности инженеров-технологов, создана методика обучения математическому моделированию случайных процессов.

На базе научной школы на физико-математическом факультете ОГУ функционирует методико-математический семинар «Актуальные проблемы теории и методики обучения стохастике», объединяющий преподавателей математики школ г. Орла и Орловской области, а также вузов г. Орла. Результаты исследований используются в школах г. Орла и Орловской области и Орловским областным институтом усовершенствования учителей.

Кроме проблем обучения стохастике в школе и вузе на кафедре разрабатываются теоретические и методические основы обучения студентов математическим дисциплинам в вузе. Выявлены методические особенности расширения понятия интеграла при изучении математики в школе и вузе, предложены методические приемы использования геометрического смысла производной активационной функции при изучении дисциплины «Нейронные сети», описана ретроспектива и выявлены особенности постановки конструктивных геометрических задач в основной школе, определена роль адаптационных математических задач в целях усиления преемственности между школой и вузом и систематизированы особенности составления задач адаптационного курса математики, разработаны подходы к составлению сборников вопросов и задач по курсу математики с биологическим содержанием и др.

Кафедра обеспечивает деятельность диссертационного совета Д212.183.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Орловском государственном университете (специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания и 13.00.08 – теория и методика профессионального образования), ученым секретарем которого является заведующий кафедрой Селютин В.Д.

ТЕОРИЯ АППТОКСИМАЦИИ В КОМПЛЕКСМОЙ ОБЛАСТИ

В области теории аппроксимации на кафедре развивается направление, связанное с использованием преобразования Радона для исследования свойств плюрисубрармонических и аналитических функций. Ряд свойств преобразования Радона в комплексном пространстве позволил Секерину А.Б. получить принципиально новое интегральное представление плюрисубгармонических функций, что дало возможность приступить к развитию линейной комплексной теории потенциала. Д.Е. Ломакин защитил в 2006 году кандидатскую диссертацию "Преобразование Радона аналитических функций".

Исследование свойств оператора преобразования Радона в пространствах аналитических функций