Российская вузовская система образования переживает в настоящее время  структурные и содержательные изменения. Со сменой мировоззренческой и образовательной парадигмы сегодня происходит переоценка концептуальных подходов к реформированию высшего профессионального образования. От качества знаний студентов зависит уровень профессиональной компетентности дизайнера по направлению подготовки: дизайн среды, дизайн костюма. Кафедра уделяет большое внимание научной организации учебного процесса и располагает современными образовательными программами, методическими разработками, включающими широкое использование современных персональных компьютеров и мультимедиа технологий.

Кафедра обеспечивает учебный процесс по 48 учебным дисциплинам:

1.           Академическая живопись

2.           Академический рисунок

3.           Академическая скульптура и пластическое моделирование

4.           Введение в специальность

5.           Выполнение проекта в материале

6.           Дизайн и монументальное декоративное искусство

7.           Дизайн-проектирование

8.           Живопись

9.           Инженерно-технологические основы дизайна среды

10.       История искусств

11.       История костюма и кроя

12.       История культуры и искусства

13.       История и теория дизайна

14.       Компьютерные технологии в проектировании среды

15.       Конструирование в дизайне среды

16.       Конструирование костюма

17.       Ландшафтное проектирование

18.       Ландшафтное проектирование среды

19.       Макетирование костюма

20.       Макетирование в дизайне среды

21.       Направления и стили в дизайне

22.       Народные промыслы

23.       Народный костюм

24.       Начертательная геометрия и технический рисунок

25.       Оборудование и благоустройство средовых объектов и систем

26.       Объемно-декоративная пластика

27.       Организация архитектурно-дизайнерской деятельности

28.       Организация проектной деятельности

29.       Основы искусства гобелена

30.       Основы производственного мастерства

31.       Основы теории и методологии дизайна

32.       Основы шрифта

33.       Основы эргономики в дизайне среды

34.       Проектирование

35.       Проектирование в дизайне среды

36.       Проектирование интерьеров

37.       Проектирование костюма

38.       Проектирование мебели

39.       Проектная графика

40.       Пропедевтика

41.       Рисунок

42.       Скульптура и пластическое моделирование

43.       технологическое оборудование

44.       Технология изготовления костюма

45.       Фотографика

46.       Художественная роспись тканей

47.       Цветоведение и колористика

48.       Эстетика архитектуры и дизайна

По всем учебным дисциплинам подготовлены учебно-методические комплексы, включающие: рабочие программы, методические указания, материалы по промежуточному и итоговому контролю, аттестационные педагогические измерительные материалы, задания для самостоятельной работы студентов, мультимедийные средства, пособия по инновационным образовательным технологиям, и др. Преподаватели кафедры используют в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разборы конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся по следующим видам профессиональной деятельности: художественной, проектной, информационно-технологической, организационно-управленческой. Кроме того, на методическое обеспечение учебного процесса, развитие научного сотрудничества, расширение профессионального общения, обмен педагогическим опытом направлена работа четырех предметно-методических секций кафедры: секция «Рисунка» (руководитель к.т.н, доц. Матвеева Т.В.), секция «Живописи» (руководитель к.т.н, доц. Гаврилов В.Н..), секция «Дизайн костюма» (руководитель к.п.н., доц. Шитикова И.Б., к.т.н., доц. Тарапанов А.А.), секция «Дизайн среды» (руководитель доцент Бугаков А.А.). Важной составляющей подготовки специалистов по дизайну является опыт практической работы по будущей специальности. В этом контексте студенты имеют возможность проходить практику на предприятиях, в вузах-партнерах и за рубежом. Материалы, собранные во время прохождения практики, используются затем при выполнении курсовой работы, выпускной работы на степень бакалавра и дипломной работы.

В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями государственных органов федерального и регионального уровня, органов муниципального управления, общественных организаций, российских и зарубежных компаний, мастер- классы экспертов и специалистов.

Учебный процесс обеспечен необходимой учебно-методической литературой. Преподавателями кафедры опубликованы учебные пособия, методические указания по всем дисциплинам в том числе, учебники, учебные пособия и научные статьи в научных сборниках и журналах. Кафедра «Дизайн» Архитектурного института под руководством доктора педагогических наук, профессора, члена Международной Ассоциации «Союз дизайнеров», заслуженного работника Высшей школы Елены Николаевны Ковешниковой занимает достойное место среди отечественных Высших учебных заведений художественно-дизайнерского профиля. Елена Николаевна Ковешникова, на сегодняшний момент, имеет более 80 публикаций из них 10 монографий, 25 учебных пособий, к.к.н., доцент Ковешникова Н.А. имеет более 40 публикаций из них 4 монографии и 10 учебных пособий. Регулярно публикуются: к.п.н., доцент Бакалдина Г.В., к.п.н., доцент Гавриленко А.П., к.т.н., доцент Тарапанов А.А., к.п.н., доцент Шитикова И.Б., к.п.н., доцент Матвеева Т.В., Мантулин А.Е., Копылова А.К., Кучук Е.А., Захарова Е.Н., Миронова Е.Ю., Стрельникова И.И., доцент Князева Г.А., доцент Бугаков А.А.

Преподавателями кафедры опубликовано:

- Бакалдина Г.В., Проектирование интерьеров общественного питания. - Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2012

- Ковешникова Н.А., От ремесленного ученичества к дизайн-образованию (становление и развитие отечественной дизайнерской школы). - Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2012

- Бакалдина Г.В., Проектирование в дизайне среды. Основы теории и методологии проектирования, - Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2011

- Бакалдина Г.В. (Коллектив авторов /Под ред. П.И. Образцова), Технология подготовки специалистов в системе профессионального образования. - Орел: Орел: ОГУ, 2011

- Шитикова И.Б., Основные аспекты проектирования школьной одежды. - Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2011

- Ковешникова Н.А., История дизайн-образования. - Орел: ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2011

- Ковешникова Е.Н., Профессиональная готовность дизайнера. - Орел: ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2011
- Ковешникова Е.Н., Теоретические предпосылки изучения профессиональной подготовки дизайнеров в системе художественного образования. - Орел: ОрелГТУ, 2010

- Бакалдина Г.В. Народная культура в системе дизайн-образования: Учебное пособие/Г.В. Бакалдина. - ОрелГТУ, 2008. - 165с., илл.

- Матвеева Т.В., Композиция как средство формирования профессиональной культуры дизайнеров в образовательном процессе вуза. - Орел: ОрелГТУ, 2009

- Ковешникова Н.А., Дизайн: история и теория.Учебное пособие.УМО. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009

- Мантулин А.Е., Древняя Русь как архитектурно-исторический источник для изучения приемов и средств организации пространства. - Орел: ОрелГТУ, 2009

- Ковешникова Е.Н., Ковешникова Н.А, Основы искусства гобелена. - Орел: ОрелГТУ, 2008

- Ерёмин В.Г., Сафронов В.В., Схиртладзе А.Г., Харламов Г.А. Безопасность жизнедеятельности. - М. : Издательский центр "Академия", 2008. - 384с., илл.

- Ковешникова Е.Н, Художественная роспись тканей в рамках дисциплины «Художественная обработка текстильных материалов».- Орел: ОрелГТУ, 2007.

- Тарапанов А.А., Повышение эффективность специальной одежды для работников машиностроительных предприятий. - М.: Издательство" Машиностроение-1», 2007

- Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория : Учебное пособие/ Москва: Омега-Л, 2005г. УМО по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей.
- Сафронов В.В., Харламов Г.А., Схиртладзе А.Г., Еремин В.Г. Безопасность производственных роцессов на предприятиях машиностроения : учеб./Сафронов В.В., Харламов Г.А., Схиртладзе А.Г., Еремин В.Г.; под ред. Г.А. Харламова.-М.: Новое знание, 2006.-461с., илл.

- Ковешникова Н.А. История дизайна: Учебное пособие/ Н.А.Ковешникова.-Орел: ОрелГТУ, 2006.- 72 с.

- Еремина И.В. История дизайна, науки и техники: Учебное пособие/ И.В. Еремина.-Орел: ОрелГТУ, 2005.- 193 с., илл.

- Шитикова И.Б. Дизайн. введение в специальность:  Учебное пособие/ И.Б. Шитикова.-Орел: ОрелГТУ, 2006.- 116 с.

- Голенков В.А.; Еремин В.Г., Сафронов В.В., Степанов Ю.С., Харламов Г.А. Автоматизированные системы оценки условий труда и травмоопасности оборудования в образовательном учреждении / Голенков В.А., Еремин В.Г., Сафронов В.В., Степанов Ю.С., Харламов Г.А. .- М.: Машиностроение-1, 2005. 272 с.

- Стрельникова И.И., Миронова Е.Ю., Грецов С.П. Всероссийская художественная выставка «Молодые художники России». Каталог / Под.ред. Т.И. Бойцова.-М.: ООО «Тверская фабрика печати», 2007.- 90 с., ил.

- Еремин В.Г., Сафронов В.В. Автоматизация процедур аттестации учебных мест образовательных учреждений по условиям труда / Справочник специалиста по охране труда №2 февраль 2005г.