Доступная среда
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:
о специально оборудованных учебных кабинетах
Корпус |
Адрес |
Наименование специально оборудованных учебных кабинетов |
Оснащённость специально оборудованных учебных кабинетов |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Учебный корпус № 1 |
303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Тургенева, 196, ауд. 9 |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа |
Аудитория оснащена необходимым комплектом мебели для учебного процесса, аудиторной доской, оборудована мультимедийным комплексом, включающим проектор, экран, компьютер. Имеет удобный подъезд к аудитории, в аудитории предусмотрен расширенный дверной проем. Аудитория оснащена специальным учебным местом для инвалидов-колясочников. Аудитория обозначена специальными тактильными наклейками на контрастном фоне. |
Частично приспособлена |
Учебный корпус № 2 |
303030, Орловская область, г.Мценск, ул.Карла Маркса, д.45 R-1-02 |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа |
Аудитория оснащена необходимым комплектом мебели для учебного процесса, оборудована мультимедийным комплексом, включающим проектор, экран, компьютер, радиомикрофоны. Имеет удобный подъезд к аудитории, в аудитории предусмотрен расширенный дверной проем. Аудитория обозначена специальными тактильными наклейками на контрастном фоне. |
Частично приспособлена |
Учебный корпус № 2 |
303030, Орловская область, г.Мценск, ул.Карла Маркса, д.45, 138 |
Лекционная аудитория |
Аудитория оснащена необходимым комплектом мебели для учебного процесса, аудиторной доской, оборудована мультимедийным комплексом, включающим проектор, экран, компьютер. Имеет удобный подъезд к аудитории, в аудитории предусмотрен расширенный дверной проем. Аудитория оснащена специальным учебным местом для инвалидов-колясочников. Аудитория обозначена специальными тактильными наклейками на контрастном фоне. |
Частично приспособлена |
об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Корпус |
Адрес
|
Наименование приспособленного объекта для проведения практических занятий |
Оснащённость приспособленного объекта для проведения практических занятий |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Учебный корпус №1 |
303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Тургенева, 196, ауд.5 |
Аудитория для практических и лабораторных работ |
Аудитория оснащена необходимым комплектом мебели для учебного процесса, аудиторной доской, оборудована мультимедийным комплексом, включающим проектор, экран, компьютер. Аудитория оснащена специальным учебным местом для инвалидов-колясочников. Имеет удобный подъезд к аудитории. Аудитория оснащена специальными тактильными наклейками на контрастном фоне. |
Частично приспособлен |
Учебный корпус №1 |
303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Тургенева, 196, ауд.17 |
Аудитория для практических и лабораторных работ |
Аудитория оснащена необходимым комплектом мебели для учебного процесса, аудиторной доской, оборудована мультимедийным комплексом, включающим проектор, экран, компьютер. |
Частично приспособлен |
Учебный корпус №1 |
303030, Орловская область, г.Мценск, ул.Карла Маркса, д.45, ауд. 140 |
Аудитория для практических и лабораторных работ |
Аудитория оснащена необходимым комплектом мебели для учебного процесса, аудиторной доской, в совместном пользовании с другими аудиториями находятся ноутбук, проектор и экран. Имеет удобный подъезд к аудитории. Аудитория оснащена специальными тактильными наклейками на контрастном фоне. |
Частично приспособлен |
Учебный корпус №2 |
303030, Орловская область, г.Мценск, ул.Карла Маркса, д.45, L1-03 |
Аудитория для практических и лабораторных работ |
Аудитория оснащена необходимым комплектом мебели для учебного процесса, аудиторной доской, в совместном пользовании с другими аудиториями находятся ноутбук, проектор и экран. Имеет удобный подъезд к аудитории. Аудитория оснащена специальными тактильными наклейками на контрастном фоне. |
Частично приспособлен |
Учебный корпус №2 |
303030, Орловская область, г.Мценск, ул.Карла Маркса, д.45, L1-06 |
Аудитория для практических и лабораторных работ |
Аудитория оснащена необходимым комплектом мебели для учебного процесса, аудиторной доской, в совместном пользовании с другими аудиториями находятся ноутбук, проектор и экран. Имеет удобный подъезд к аудитории. Аудитория оснащена специальными тактильными наклейками на контрастном фоне. |
Частично приспособлен |
о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
Вид помещения |
Адрес места нахождения |
Площадь,м3 |
Количество мест |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Абонемент |
303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Карла Маркса д.45 |
186,4 |
- |
Частично приспособлена |
Читальный зал
|
303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Карла Маркса д.45 |
194.74 |
20 |
Частично приспособлена |
об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
Вид помещения |
Адрес места нахождения |
Площадь,м3 |
Количество мест |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Спортивный зал учебного корпуса |
303030,Орловская область, г. Мценск, ул. Тургенева, д. 196 |
195,4 кв.м |
- |
Частично приспособлена |
Спортивный зал учебного корпуса |
303030,Орловская область, г. Мценск, ул. Карла Маркса,д. 45 |
397,4 кв.м.
|
- |
Частично приспособлена |
Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий |
303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Карла Маркса, д. 45 |
2.527 кв.м.
|
- |
Частично приспособлена |
о специальных условиях питания
Вид помещения |
Адрес места нахождения |
Площадь,м3 |
Количество мест |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Столовая |
303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Тургенева, д. 196 (общежитие) |
239.2 кв.м |
80 |
Частично приспособлена |
Буфет |
303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Тургенева, д. 196 (учебный корпус) |
46.4 кв.м |
- |
Частично приспособлена |
Столовая/буфет |
303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Карла Маркса, д. 45 (учебный корпус) |
509.5 кв.м |
100 |
Частично приспособлена |
о специальных условиях охраны здоровья
Вид помещения |
Адрес места нахождения |
Площадь,м3 |
Количество мест |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Медицинский кабинет |
303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Тургенева, д. 196 (общежитие) |
10,6 кв.м. |
- |
Частично приспособлена |
Медицинский кабинет |
303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Карла Маркса, д. 45 (учебный корпус) |
16,2 кв.м. |
- |
Частично приспособлена |
· О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- средства учебного, учебно-методического обеспечения образовательного процесса (учебно-наглядные пособия, дидактические материалы);
- материальные средства (компьютеры, высокотехнологичные приборы и оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты);
- коммуникативные средства (информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, официальный сайт университета);
- печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы;
- социокультурная среда университета, обеспечивающая организацию воспитательного процесса и развитие общекультурных и социально-личностных компетенций обучающихся с ОВЗ и инвалидов (спортивные залы, актовый зал, музей).
Мценский филиал создает специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения среднего профессионального и высшего образования.
Под специальными условиями понимаются условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение безбарьерного доступа в здания филиала и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования и включает:
- контроль за посещаемостью занятий;
- организацию самостоятельной работы в случае ухудшения здоровья;
- оптимизацию прохождения промежуточной и итоговой аттестации и др.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на изучение и развитие личности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур и психологической профилактики. Оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем.
Исходя из психофизического развития и состояния здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организуются занятия совместно с другими обучающимися в общих группах, используя социальноактивные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации, адаптационные курсы, с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в студенческой группе.
В учебном процессе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.
Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, прохождения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В связи с этим университет обеспечивает их учебно – методическим материалом в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
1. для лиц с нарушениями зрения:
-
в печатной форме увеличенным шрифтом;
-
в форме электронного документа;
2. для лиц с нарушениями слуха:
-
в печатной форме;
-
в форме электронного документа.
3. для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
-
в печатной форме;
-
в форме электронного документа.
Внеучебная деятельность в филиале организована в соответствии с принципом образовательной интеграции: студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включаются в среду деятельности совместно с остальными обучающимися. При планировании мероприятий учитывается необходимость вовлечения студентов с инвалидностью и ОВЗ без выделения их в обособленную группу.
Создается толерантная социокультурная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов используется: волонтерское движение студенчества и помощь тьютеров.
Студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью активно участвуют в творческих конкурсах внутри университета и на других площадках.
В актовых залах со стационарными местами предусмотрены места для людей на креслах-колясках, имеется мультимедийное и специализированное звукоусиливающее оборудование.
· об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;
Для адаптации инфраструктуры филиала разработан и реализуется «Комплексный план развития доступной среды Мценского филиал ОГУ имени И.С.Тургенева» по повышению показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.
Территория филиала соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям, расположенным на ней (доступность прилегающей территории, частично входных путей и путей перемещения внутри здания, имеются таблички информационно - навигационной поддержки, системы оповещения и сигнализации).
Учебные корпуса филиала, предназначенные для реализации программ подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, имеют как минимум один вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, оборудованы мобильными пандусами телескопическими 2-х секционными и поручнями.
Осуществляется дублирование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации. знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
Выделены места для парковки автотранспортных средств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов, беспрепятственного подъезда машин скорой помощи.
· о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом Университета и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски.
В образовательном процессе для удобного взаимодействия с лицами, имеющими инвалидность по зрению, применяется уникальный интернет-сервис angelina braille reader, который позволяет переводить тексты на шрифте Брайля в буквенный формат. Для распознавания языка Брайля необходимо зайти на сайт http://angelina-reader.ru/ с мобильного телефона или компьютера, сделать фото страницы с текстом на Брайле и распознать его. Решение позволяет распознать двусторонний текст, русский, английский и математический языки; выводить распознанный текст поверх изображения или отдельно.
Компьютеры объединены в локальную сеть через сервер, имеют доступ к сети Интернет. Также действуют точки Wi-Fi, расположенные в корпусах.
Системы информационного обеспечения образовательного процесса предоставляют возможность осуществлять дистанционное обучение, обеспечивают доступ к учебным материалам через сеть Internet. Студенты имеют возможность самостоятельно изучать размещенные на веб-сайте курсы учебных дисциплин, (лекции, примеры решения задач, задания для практических, контрольных и курсовых работ, образцы выполнения заданий, учебно-методические пособия). Кроме того, студент может связаться с преподавателем, чтобы задать вопрос по изучаемой дисциплине или получить консультацию по выполнению того или иного задания.
· об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Сайт содержит всю необходимую информацию для поступления в Мценский филиал и последующего обучения в нем. Так, на сайте представлены соответствующие нормативные документы; презентации всех реализуемых образовательных программ; информация о педагогических (научно-педагогическом) составе и административно-управленческого персонала и др. информация. На сайте функционирует версия для слабовидящих. Сайт адаптирован для просмотра с любых электронных устройств.
Электронные образовательные ресурсы
№ |
Наименование электронно-библиотечной системы (ЭБС) |
Адрес сайта |
1 |
ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ ОГУ ИМЕНИ И. С. Тургенева MegaPro |
|
2 |
ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ «МАРК»-SQL |
|
3 |
Электронная библиотека образовательных ресурсов (ЭБОР) |
|
4 |
Электронно-библиотечная система IPRbooks |
|
5 |
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» |
|
6 |
ЭБС «Консультант студента» (Медицинский вуз) |
|
7 |
ЭБС «Консультант врача» (Медицинский вуз) |
|
8 |
Научная-электронная библиотека eLIBRARY.RU |
|
9 |
ЭБС «Академия» |
|
10 |
Национальный цифровой ресурс РУКОНТ |
|
11 |
Университетская библиотека Онлайн |
|
12 |
База данных электронных периодических изданий ИВИС |
|
13 |
Издательство ЮРАЙТ |
|
14 |
Издательство ТНТ – тонкие наукотехнологии |
Доступ осуществляется из любой точки интернета по логину и паролю.
Использование технологических средств электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий.
· о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
Имеются аудитории, обеспеченные стационарными техническими средствами, а также мобильными адаптирующими устройствами для лиц с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с нозологиями обучающихся:
- с нарушениями слуха – мультимедийные проекторы, телевизоры, наушники, иные адаптирующие устройства;
- с нарушениями зрения – видеоувеличители, программы экранного доступа, программа экранного доступа с речью.
- MAGic - это программа экранного увеличения, которая помогает людям со слабым зрением пользоваться возможностями ПК, включая интернет. Видеть информацию на экране компьютера и одновременно слышать ее при помощи речевого синтезатора. Программа легка в использовании и включает в себя многочисленные и разнообразные возможности. Гибкие настройки помогают пользователю получить максимально приемлемый для него результат.
- Jaws for Windows - программа экранного доступа, работающая на ПК в среде Windows. Jaws даёт возможность получить доступ к необходимому программному обеспечению и интернету. Благодаря речевому синтезатору, через аудио-карту компьютера, информация с экрана считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту.
· о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие;
Филиал располагает 2 общежитиями. Здание общежития (ул, Тургенева 196) оборудовано мобильным телескопическим 2-х секционным пандусом, в непосредственной близости расположены стоянки для автотранспорта лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Выделены комнаты для проживания инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечены хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими, используемыми людьми с ограниченными возможностями здоровья помещениями. Студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья не оплачивают проживание в общежитии.
- о количестве жилых помещений в общежитии, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день в общежитии по ул. Тургенева 196 предусмотрено достаточное количество жилых помещений, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.